Творчество многогранно... Однако, Искусство должно создавать целое из множества деталей, фрагментов и идей. Enigma становится своего рода синтезом всех оттенков Музыки, '' - МИIШЕЛЬ КРЕТУ. Первый альбом Enigma вышел в Европе 3 декабря 1990 г. (Virgin Germany) и 12 февраля 1991 г. - в США (Virgin/Charisma), очаровав слушателей и критиков во всем мире своим звуковым коллажем. Cингл ''Sadeness part 1'' возглавил чарты в 23 странах, в то время как сам MCMXC A. D. стал хитом № 1 в 41 странах и завоевал 57 платиновых вознаграждений, включая тройное платиновое свидетельство в Америке, и был на вершине Top 200 в течение более чем пяти лет. Крету расценивает каждую песню как ''главу в книге'', и поэтому истинное предстваление о работе можно получить только от целого альбома. Смесь григорианских песнопений шестого века, околдовывающего французского шепота Сандры, гипнотической, эфирной музыки с опьяняющими ритмами танца делают MCMXC A. D. скорее удивительным слуховым путешествием, нежели собранием индивидуальных песен. Хотя Enigma, возможно, особо ответственна за повышение интереса к григорианским песнопениям во всем мире, была цена, которую пришлось за это заплатить. В августе 1991 Мюнхенский хор Kapelle Antiqua потребовал письменное извинение и финансовую компенсацию, когда хор, признал свои хоровые работы на треках Enigma. Хор обвинил Крету в нарушении авторского права, искажении своих работ в треках ''Sadeness part 1'' и ''Mea Culpa'', а также на других треках и одиночных синглах. Крету и Virgin Germany согласились выплатить компенсацию за работы, используемые на MCMXC A. D., в результате чего удалось избежать суда с Polydor и BMG/ARIOLA, которые представляли Немецкий хор. Сумма не разглашалась. В конце концов Virgin приобрела права на использование работ хора у Polydor и BMG/ARIOLA. Enigma 2 продолжила всемирный успех предшественника. Начиная с выпуска в декабре 1993, The Cross of Changes отмечен 21 платиновым и 24 золотыми альбомами во всем мире, и двойной платиновой продажей в США. Сингл ''Return to Innocence'' стал хитом № 1 в восьми странах, достиг вершины 10 чартов на пяти континентах, и стал вершиной Top 5 в Америке. С выпуском Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!, ломающий стереотипы музыкальный проект Enigma стал трилогией. Обладая исключительной гармоничностью, Enigma 3 - результат многих ''пробных стилистических камней'' и атмосферы двух предыдущих альбомов Мишеля Крету, чья творческая сила и талант стоят за всемирным успехом Enigma. Мультиплатиновый дебют Enigma 1, MCMXC A. D., был наполнен Григорианскими песнопениями, флейтами и глубоко чувственными углублениями. Потрясающий альбом Enigma 2, ''The CROSS Of Changes'', показал широчайший панкультурный гобелен. Enigma 3, ''Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!'', объединяет и повторно раскрывает эти элементы, обеспечивая эволюционный синтез предыдущих работ Enigma. На тематическом уровне Enigma 3 исследует даже более сложный и провокационный стиль, чем предыдущие альбомы. ''MCMXC a. D. '' исследовал диалог между сексуальностью и религией; The Cross of Changes поднялся к метафизическим высотам; Le Roi Est Mort, Vive Le Roi! затрагивает философию существования (экзистенциализм). Как замечает Крету, ''главный вопрос, что мы поднимаем, не ''Быть или не быть?'', а ''Почему?'' Мишель Крету создает интригующий симбиоз между музыкой стиля ''Newage'', классикой и мировыми музыкальными направлениями. Григорианские песнопения, медитативные мелодии аборигенов Америки, чудесная французская речь и многое другое было включено в его предыдущие три альбома. Лейтмотивом четвертого альбома Enigma 4 The Screen Behind The Mirror, вышедшего 17 января 2000 года, становится грандиозная и зловещая часть оперы Карла Орфа ''Carmina Burana'' ''O Fortuna''. Она предворяет весь альбом и появляется неоднократно в треках, иногда исчезая на заднем плане, а иногда безудержно вторгаясь в самый центр композиции. Крету все сильнее совмещает мировые музыкальные направления, сливая все треки в единое целое. Он оставляет вокальными всего несколько треков, заставляя каждого слушателя воспринимать их по-своему. Для кого-то это слова, а для кого-то - инструменты, умело вплетенные в ткань альбома. Понять сущность Enigma нелегко. Даже Крету с готовностью признает: ''Никакие слова не могут объяснить музыку. Музыка объясняет себя. Слова и звуки - подобны лучам прожектора. Они не показывают вам всего. Вы должны увидеть то, что находиться между потоками света. '' В музыке Enigma устные звуки становятся инструментами, синтезируемые тоны становятся голосами, а ритмичные углубления переплетаются в органичное новое целое. В таком исполнении, звуковая мозаика Enigma предназначена не только для того, чтобы слушать, но и для того, ''чтобы ощущать и чувствовать''. Следуя девизу ''можно все, ибо ты свободен'', самое большое удовлетворение Крету находит в акте создания. По материалам сайта:http://lwi. virtualave. net/
.