Биография:
Безусловно, практически всем поклонникам арт-рока знакома группа King Crimson. И это неудивительно: сей легендарный коллектив не только продолжает полноценное существование с конца 60-х, но и не устает удивлять и радовать фанов практическим каждым новым релизом. Пожалуй, лучшими альбомами этой замечательной команды является трилогия 70-х: ‘’Larks’ Tongues in Aspic’‘, ‘’Starless & Bible Black’’ и ‘’Red’‘. Участником записи всех этих дисков был скрипач Дэвид Кросс (David Cross).
Разумеется, King Crimson прочно (и вполне логично) ассоциируется у всех с фигурой лидера, Робертом Фриппом. Но если альбомы Кримзон, равно, как и сольники Фриппа более-менее известны, а иногда и весьма популярны среди ценителей прогрессива, то о зачастую более интересных работах Кросса знает значительно меньшее число людей.
Дэвид Кросс родился в 1949 году в городке Тёрнчэйпл. Его отец играл в церкви на органе, а также на пианино в различных местных танцевальных группах. В возрасте девяти лет в школе Stoke Dameral Primary Дэвид начал обучаться игре на скрипке. С 1967 по 1970 годы учился в Saint Luke’s College of Education, который успешно закончил. К тому времени Дэвид был уже лидером оркестра колледжа.
Еще с начала 70-х Дэвид играл во многих фолковых и рок-группах. С 1972 по 1974 годы он был бессменным скрипачом King Crimson. После ухода из Кримзон Кросс весьма активно занимался композиторской и продюсерской работой, попутно играя в театре. Вообще, театр - это вторая страсть замечательного музыканта. Дэвид играл в оркестрах таких известных театров, как Royal Court Theatre, Royal Court Upstairs, Bush Theatre, Wyndhams Theatre и Arts Meeting Place.
Определенно, Кросс является поклонником не только арт-рока, но и джаза. В частности, в начале 80-х он не только играл в различных джаз-роковых проектах, но выступил с собственной группой на Le Mans Jazz Festival.
Но относительная известность, равно, как и возвращение из некоторого забвения, пришли к Кроссу в октябре 1992 года: в продаже появился его первый полноценный сольный диск «The Big Picture», изданный на Red Hot Records. Работа сразу привлекла внимание наиболее продвинутой меломанской аудитории: альбом был интересен хотя бы тем, что на нем отсутствует гитара. При этом Кроссу удалось создать чрезвычайно мощную и напористую работу, при этом - отнюдь не минималистичную. Отсутствие гитары никоим образом не сказалось на качестве музыкального материала, наоборот, даже придало некого шарма. Зато на диске достаточно много вокала (в последствии его станет заметно меньше): - роль певца досталась басисту Джону Диллону (John Dillon). Выбор Дэвида оказался очень правильным: помимо того, что Джон прекрасный басист, он, также, не менее великолепный певец с эмоциональной и яркой манерой пения. Разумеется, много на релизе и Кроссовской скрипки. Тем не менее, «The Big Picture» мало похож на собственно Кримзон, со всем его «глюками» и неподражаемой Фрипповской игрой. Зато Кросс ясно показал, что у его группы может быть свое лицо, хотя заветам прогрессива он и верен до сих пор. К сожалению, приобрести этот альбом крайне трудно. Хотя относительно недавно Кросс переиздал диск, да еще и с бонусом, он по-прежнему остается филофонической редкостью.
Следующий альбом, весьма оправданно названный «Testing to Destraction», увидел свет в октябре 1994 года. И снова Кросс предложил слушателям нечто новое. На альбоме присутствует пять композиций с вокалом (остальные трэки- инструменталки). Вокальные партии, как и на предыдущем альбоме, принадлежат Диллону. Он же выступил автором всех текстов. На этот раз альбом звучит даже более ярко и сочно, нежели его предшественник 92 года. В его записи был использован «полный набор»: и скрипка, и клавишные, и бас, и гитара, и ударные. Открывают CD быстрая и напористая, типично кроссовская «Learning Curve», а также безумно красивая, щемяще-грустная полубаллада «Calаmity». К обеим композициям Диллон написал весьма интересные тексты. В середине диска нашлось место нескольким достаточно авангардным инструменталкам, весьма напоминающим King Crimson 70-х и, отчасти, 90-х. Часть из этих вещей была записана «живьем», в Flotz Club, в Берлине, в октябре 1993г. Закрывает альбом имеющая легкий привкус этники, мягкая и слегка ироничная композиция «Abo».
Наконец, третий и последний на сегодняшний день альбом «Exiles» Дэвид Кросс выпустил в 1997 году на лейбле Cleopatra Records. Разумеется, диск назван так не случайно, а в честь песни с Кримзоновского альбома «Larks Tongues in Aspic». Более того, именно эта композиция открывает сольник Кросса! И поет ее все тот же знаменитый Джон Уэттон. Сразу хотим отметить, что поклонники вокала и стихов Джона Диллона будут разочарованны: он не участвовал в записи этого диска. Но зато в записи материала приняли участие не менее замечательные Питер Хэммилл (VDGG, соло), сам Фрипп, а также Питер Синфилд. Cтоль серьезный подбор «гостей» дал ожидаемый результат: получилась очень качественная, интересная работа. Но, увы, «Testing to Destraction» звучал где-то искреннее, где-то - современнее, он определенно выигрывает перед «Изганниками». С другой стороны, «Exiles» вполне можно назвать реальным продолжением легендарной трилогии King Crimson 73-74гг: на диске буквально восстановлен дух тех лет. Питер Хэммилл, равно, как и Джон Уэттон, поет на альбоме две песни: это быстрые и драйвовые ‘’Tonk’’ и ‘’Troppo’‘. Все, кто любит уникальный душевный голос Хэммилла, будут просто счастливы услышать ветерана прог-сцены снова «в полном ударе». Определенно, Питер выложился для этого альбома по максимуму. Помимо самой «Exiles», на долю Уэттона выпала мягкая и безумно грустная баллада «This is Your Life». Кроме всего вышеперечисленного, разумеется, на альбоме присутствуют несколько типичных кроссовских инструменталок, преимущественно выдержанных в старо-кримзоновском духе. Все же присутствие Роберта Фриппа не могло не сказаться. Закрывает диск красивая и мелодичная «Hero».
В 1999 году Кросс основал собственный лейбл Noisy Records, на котором переиздал «The Big Picture» в ремастированном виде. В настоящее время Дэвид Кросс работает над новым альбомом. По информации с его сайта, на диске ожидается… женский вокал: скрипач Червонного Короля не перестает удивлять поклонников.
Источник: lastfm.ru