Шикинья Гонзага (Francisca Hedviges Gonzaga do Amaral, 1847-1935) - первая женщина-композитор Бразилии, одна из основателей музыкального направления шоро (choro) - стиля, ставшего своеобразным мостом между африканской и европейской музыкой. Все силы, талант и энергию направила она на преодоление традиций, принижавших женщину, не позволявщих женщине развиваться творчески и участвовать в общественной жизни. Будучи сильной личностью и талантливым композитором, она добилась реализации своих музыкальных способностей и получила общественное признание.
Родилась Шикинья 17 октября 1847 года в Рио-де-Жанейро внебрачным ребенком мулатки и военного высокого ранга. Отец признал ребенка и впоследствии заключил брак с матерью, но его недовольная семья настаивала, чтобы девочка преодолевала свой небелый цвет кожи и низкое происхождение, чтобы она была женщиной высшего общества, покорной женой своего мужа и матерью его детей, но не более того. Шикинья обучалась игре на фортепиано, которая давалась ей легко. Сочинять музыку она начала еще в детстве. Пианино было ее постоянным компаньоном и утешением в давящей домашней среде.
В бразильском патриархальном обществе заправляли мужчины; женщинам полагалось оставаться дома в компании рабов. Лишь немногие осмеливались бросить вызов отцу или мужу. Когда такое случалось, непокорная отправлялась в исправительный дом или в монастырь. Некоторые изменения начали происходить после 1808 года, когда королевская семья из Португалии приехала в Бразилию. Женщин начали выводить в театры, в оперу, на балы. Постепенно вследствие роста торговых отношений с миром Рио становится финансовым и коммерческим центром Империи, и общество начало перенимать европейские взгляды. Но изменения были не достаточны, чтобы пошатнуть патриархальные устои.
Чтобы из мятежного подростка с сильным характером воспитать светскую леди, в 1863 году в возрасте 16 лет отец выдал ее замуж за человека из богатой семьи - 24-летнего Жасинту Рибейру ду Амарала.
Знакомство Шикиньи с богемой Рио-де-Жанейро произошло в момент, когда она восстала против навязанного семьей образа жизни. Ее брак не удался, и развод был единственным выходом. Разведенная женщина в ХIХ веке? Шикинье пришлось заплатить высокую цену за независимость. Сделав выбор, она оказалась выброшенной из семьи, родной отец отрекся от нее, ей запретили видеться с дочерью и вторым сыном. Со старшим сыном Жоао Гуалберту, совсем маленьким, она начала новую жизнь. Но теперь она могла реализовать свою мечту - стать композитором!
Некоторое время она вместе с любовником проводит в сельской местности, куда они вынуждены были уехать из-за осуждения светским обществом. Порвав с ним, она возвращается в Рио.
Музыкальный мир принимает ее хорошо. Шикинья знакомится с музыкантами, в числе которых известный флейтист Жоакин Калладу Жуниор (1848-1880), основатель стиля шоро, ставший ее другом и покровителем. Каладу пригласил ее быть пианисткой в его ансамбле «Choro do Callado», она стала аккомпанировать на балах и в театре, получая две тысячи рейсов за вечер. Работа с Калладу была взаимовыгодной. Калладу помог Шикинье начать профессиональную карьеру, и она, в свою очередь, своим фортепианнным аккомпаниментом поддерживала его музыкальные новшества. Гонзага стала первым профессиональным пианистом, играющим шоро. Каладу познакомил ее с музыкальной элитой Рио и посвятил ей свою композицию «Querida por Todos» (Любимая всеми, 1865).
Шикинья стала участвовать в музыкальных вечерах шоро, и в 1877 году выходит ее первое произведение - полька «Atraente» (Завлекательная). Опубликованная накануне карнавала, полька моментально обрела популярность. Ее ранние сочинения, сочетающие черты европейской и африканской культур, показывали, что общественно приемлемая европейская полька прекрасно сочетается с презираемым элитой африканским лунду ввиду сходства ритма и эмоциональной окраски. Подобные гибридные формы были основой шоро, первого национального стиля поп-музыки.
Своим произведениям Шикинья давала нарочито вызывающие названия, как «Atraente» (Завлекательная), «Não insistas, rapariga!» (Не упрямься, девчонка!), «Sedutor» (Соблазнитель), усугубляющие враждебность общества. Это был период ее активного социального протеста (1877-1885 годы). Даже в одежде она нарушала принятые нормы, например, вместо шляпы носила заплетенные в волосы шелковые ленты.
Работа в качестве композитора и дирижера в театре водевилей «Teatro da Revista» дает ей заработок и популярность. В 1880 году она пишет либретто и музыку для пьесы «Festa de Sao Joao», но пьеса так и не была издана. Ее премьера как дирижера (женщина-дирижер!) состоялась только в 1885 году в одноактной оперетте Пальяреса Рибейры «A Corte na Roça». Участвуя в музыкальной жизни Рио, она постепенно получает признание как композитор и дирижер, ее называют «Оффенбах в юбке».
В 1889 году ее пригласили на вечер в честь маэстро Карлоса Гомеса. Анонс гласил: «Франсиска Гонзага будет дирижировать исполнение своей музыки. На концерте будет присутствовать Королевская семья». Открывала программу увертюру Гомеса «O Guarani». Затем было исполнение ее произведений, часто исполнявшихся музыкантами-любителями, но непривычных для элитной публики «Театра Сао Педру». Концерт прошел с успехом.
В 1899 году Шикинья едет в Андараи, где очень популярны карнавальные шествия, собирающие местных жителей со всего города. Однажды она сидела дома и слушала репетицию карнавальной группы «Rosa de Ouro». Подойдя к фортепиано, она написала марш для этой группы - так родилась первая карнавальная песня «Ô Abre Alas» (Посторонитесь, я хочу пройти). Шикинья включила песню в спектакль «Nço Venhas», и публика сразу полюбила ее. Песня с простым рефреном и несложной мелодией имела невероятный успех, без нее до сих пор не обходится ни один карнавал.
Для современников Шикиньи было немыслимо, чтобы женщина, выступающая как музыкант, имела успех и заработок. Шикиннья была пионером, ей удалось доказать, что это неправильно. После успеха польки «Atraente» ее композиции, содержащие кроме африканских мотивов и элементы речи «низких» слоев общества, пришли не только на улицы, но и в театры и салоны! Кроме дирижирования она играла на фортепиано на шоро-вечерах и давала уроки игры на фортепиано.
В 1902 году Шикинья путешествует по Европе, в 1906 году приезжает в Лиссабон и в 1909 году возвращается в Бразилию.
Получив признание и авторитет в музыкальных кругах, Франсиска начала борьбу за законодательное закрепление авторских прав. Зайдя однажды в Берлине в музыкальный магазин, увидела свои произведения, напечатанные без ее разрешения. Она подала на издателя в суд, что положило начало дискуссиям об авторском праве в Бразилии. В 1916 году Конгресс Бразилии одобрил Гражданский Кодекс, включающий закон об авторском праве на литературные и художественные произведения. В 1917 году начинает действовать Бразильский союз театральных авторов, в который вошла Шикинья Гонзага. Создание такой организации было ее давней идеей, и ее имя стало символом борьбы авторов за свои права.
Автор более чем 250 песен - полек, вальсов, танго, машише, кадрилей, фадо, гавотов, баркарол, мазурок, хабанер, серенад - очень деятельная женщина с прогрессивными для своей эпохи взглядами, с большим социальным темпераментом, Маэстринья всей своей деятельностью бросила вызов патриархальному обществу и изменила отношение к женщине в своей стране.
В 1997 году в Бразилии отмечалось 150-летие со дня ее рождения. Многие ее песни до сих пор известные бразильские музыканты включают в свой репертуар, а песня «Ô Abre Alas» считается первой карнавальной песней Бразилии. О Шикинье Гонзаге в 1999 году снят минисериал, в музыкальном оформлении которого использованы ее лучшие произведения.
(Марина, апрель 2003 года)
Источник: lastfm.ru