Легенды и факты из жизни самого загадочного композитора Бразилии
Мало кто из тех, кто слышал хотя бы раз в жизни имя Карлоса Гомеса (Antonio Carlos Gomes), знает об этом человеке что-то большее, нежели названия его бессмертных произведений. Карлос Гомес - самая неординарная фигура в истории всей бразильской музыки: его, на первый взгляд, столь публичная жизнь, окутана паутиной неразгаданных тайн.
Будущий создатель опер «Гуарани», «Мария Тюдор» и «Иоанна Фламандская» родился в небольшом городе Кампиньясе в предместье Рио-де-Жанейро 11 июля 1836 года. Музыка и сама идея её создания пришла в голову молодого композитора почти сразу же после того, как он научился самостоятельно ходить. Его отец, известный бразильский музыкант, Мануэл Жозе Гомес, и его мать, Фабиана Мария Жагуари Кардозо, образованнейшая женщина того времени, всячески старались привлечь сына к их общему делу. Лишь много лет спустя уже всемирно известный маэстро Антониу Карлос Гомес скажет итальянскому королю, Виктору Эммануилу Второму: «Они сделали для меня всё. Они вселили в меня любовь к музыке».
Он будет думать о родителях до конца своих дней, но самые сокровенные воспоминания Карлос Гомес сохранит о брате, Жозе Педро де Сант’Ане Гомесе, и Шикинье Гонзаге, знаменитой бразильской маэстринье, самой эпатажной и яркой личности той эпохи. Именно брат Карлоса Гомеса настоял на поступлении молодого талантливого музыканта в консерваторию Рио-де-Жанейро, которую тот блестяще окончил. Жозе Педро отдал всю свою жизнь ради одной цели - сделать Антониу Карлоса Гомеса величайшим гением страны. Будучи дирижёром, особой, приближённой к самому императору, старший брат представляет младшего главе государства, Педро Второму, покровителю искусств. Гомес тут же становится одной из самых больших надежд Бразилии.
После окончания консерватории Гомес пишет свою первую оперу, «A noite do castello» (Ночь в замке), мгновенно превратившую протеже императора в народного героя. Впрочем, «герою» ещё не раз придётся почувствовать, что значит быть отвергнутым собственной родиной. Через всю жизнь Карлос Гомес пронёс непоколебимую дружбу с Педро Вторым. Работая над каждым произведением, он думает об императоре, в просвещённость которого он верит свято. Действительно, просто поражает, с какой самоотверженностью композитор старался защищать идеалы бразильской монархии, оставаясь при этом сторонником отмены рабства.
Преданность и благодарность Педро Второму сыграла значительную роль в жизни этого гениального человека, заставила его взглянуть на мир с позиций правителя огромной державы, но при этом слабого и несчастного, политика с душой поэта, каковым и был Педро Второй, наблюдающий из окна своей резиденции за распадом собственной страны, но не нашедший в себе силы отречься от престола.
Через два года после выхода в свет «Ночи в замке», Карлос Гомес представляет на суд зрителей новое творение, «Иоанну Фламандскую», премьера которой состоялась в 1863 году. Всё это время рядом с композитором находится Жозе Педро Гомес, всячески помогая продвижению брата. Последует он за родственником и в Милан в 1864 году, куда отправили учиться Антониу Карлоса.
Время, проведённое в Италии, навсегда останется в воспоминаниях композитора. Эта пора его жизни полностью окутана тайнами. О своём пребывании в Милане он рассказывал очень неохотно, но всегда подчёркивал исключительное значение этого периода в своей судьбе. «Именно в Италии меня впервые назвали «маэстро», - повторял Карлос Гомес, не упоминая ни имени брата, ни причин, побудивших его написать музыку к творению бразильского писателя Жозе Аленкара, придав ему индейский сюжет и итальянское исполнение. «Гуарани» тут же возвысила своего автора до уровня «Величайшего достояния мировой культуры», но в Бразилии исполнение оперы в Ла Скала расценили как предательство родины. Признанный гений превратился в изгоя, и только позже при содействии императора и брата Карлос Гомес вернёт себе былую популярность, но в те времена его мало интересовала Бразилия, нападки «патриотов-шовинистов» которой ему предстоит терпеть всю оставшуюся жизнь.
Итальянский период в творчестве и судьбе композитора отразился в первую очередь на напряжённом темпе событий, происходивших в его жизни. Совершив тур по Европе, Карлос Гомес возвращается в Бразилию, где, как ни странно, «Гуарани» и остальные его сочинения встречают с ещё большим восторгом. Внешняя иллюзия отсутствия противоречий в обществе только подталкивает Карлоса к скорому расставанию с родной страной.
В Италию Карлоса Гомеса тянут не только приятные воспоминания, но и странные, до сих пор не разгаданные тайны. Во времена учёбы в Милане композитор встречается с молодой итальянской пианисткой, получает таинственные письма из Бразилии, остатки которых найти так и не удалось, общается с «опасными» людьми, несмотря на предупреждения брата и угрозы в адрес любимого императора. Жозе Педро Гомес старается обезопасить Карлоса, препятствуя его связям также и с коварными представителями итальянской знати. Но музыкант продолжает оставаться в Италии, не обращая внимание на завистников и недоброжелателей. Пишет Карлос Гомес и гимн американской независимости, который американцы приняли с благодарностью и впервые исполнили в Филадельфии в 1876 году.
В Италии Карлос Гомес женится на пианистке Аделине Пери. Но вскоре после этого при трагических обстоятельствах погибает его брат. Смерть Жозе Педро стала для него ударом, перенести который он не сможет. Но мстить было некому, и Карлос Гомес всецело посвящает себя работе. Он предпринимает попытку создать оперу, направленную на уничтожение рабства, идею которой ему предложил его друг, инженер Андре Ребушас.
Разочаровавшись в справедливости всего мира, на грани отчаяния, богатый и известный бразильский маэстро вынужден был пережить и смерть первого сына, а затем ещё череду утрат. Вкус к жизни ему возвращает Шикинья Гоназага. Знакомство с этой необычной женщиной-композитором, сочинительницей оригинальных полек, сторонницей республики и человеком, полностью не соответствующем его представлениям о музыканте, сразу же изменяет судьбу их обоих. Но для Карлоса Гомеса эта связь стала роковой.
В Рио-де-Жанейро все говорили о Шикинье Гонзаге. Ею восхищались и её боялись, приписывая ей самые разнообразные пороки: от нахальства до сумашествия. В восемнадцать лет на эту талантливую особу ополчилось всё бразильское общество. Дочь полковника Базилео да Гонзага, уважаемого светского человека, друга маркиза да Кашиаса, она бросает вызов всем традициям и обычаям узкого круга, в котором она вращается. Мало известно о её скандальном побеге из Парагвая во время войны против диктатуры, но сам тот факт, что эта женщина осмелилась бросить мужа, забрав с собой ребёнка, взбудоражил бразильскую знать. После развода с мужем Шикинья - Франсиска Эдвижес Нежес да Гонзага - живёт с инженером Жуаном Батисто де Карвальо, потом оставляет его вместе с дочерью Алисией и отправляется в Рио-де-Жанейро, где выступает в роли подруги Жуакина Калладу, знаменитого флейтиста, создателя новой бразильской музыки. Лишённая поддержки родственников, собственных детей и денег, Франсиска продолжает сочинять мелодии, работать в ансамбле Калладу и заодно участвовать в собраниях республиканцев. Её наполненная яркими событиями жизнь не могла не изменить представлений людей того времени о независимой женщине. Её друзьями становятся выдающиеся общественные деятели, музыканты, композиторы, журналисты. Несмотря на слухи о слишком близких отношениях с женатым сеньором Калладу, Шикинья становится известной. Её ноты продаются за рубежом. Но сама она тяжело переживает смерть Жуакина Калладу, подавление народного бунта, сохранение рабства, - те вещи, которые она всеми силами старалась изменить всю жизнь.
С распростёртыми объятиями богема Рио-де-Жанейро принимает и Карлоса Гомеса. Но его недолгий визит на родину помешал композитору лучше ознакомиться с традиционной музыкой Бразилии. Он пытается убедить императора в необходимости отмены рабства. Но вскоре Карлоса Гомеса вынуждают покинуть страну. На этот раз республиканцы-патриоты объявляют, что не намерены терпеть монархиста. Карлос Гомес уезжает и из-за боязни скомпрометировать Шикинью Гонзагу, преданную сторонницу восстания, которую не раз арестовывали по подозрению в распространении листовок.
Обещая вернуться, Карлос Гомес и не подозревает, что следующее его путешествие в Бразилию станет последним и самым печальным. В Италии умирает его жена, погибают друзья, а сам композитор вынужден держаться вдали от Рио-де-Жанейро. Вокруг него плетутся интриги, на родине его теперь уже называют итальянцем, говоря, что он забыл португальский во время пребывания в Италии. Слава великого маэстро не меркнет, даже несмотря на то, что его обвиняют в копировании произведений Верди, несмотря на унижения, которые он терпит со стороны земляков. Последней надеждой Карлоса Гомеса становится император. Но после отмены рабства принцессой Изабеллой, и она исчезает.
Карлос Гомес вновь возвращается на родину, где становится свидетелем дирижирования Шикиньи Гонзаги. Позже он преподносит ей в подарок собственную дирижерскую палочку. Но, став свидетелем крушения монархии, Карлос Гомес, впадает в глубочайшую депрессию. Из чувства преданности Педро Второму, свергнутому в 1889 году, композитор в знак протеста решает отправиться в Европу. Он расстаётся с Шикиньей Гонзагой, вновь надеясь на то, что когда-нибудь вернётся. Но больше знаменитому композитору не суждено увидеть ни Бразилию, ни Шикинью. Карлос Гомес теряет последнее, что у него оставалось - веру в справедливость.
Находясь в добровольной ссылке, он всё чаще осознаёт свою непригодность для режима. Но, вопреки его предположениям, Бразильская Республика готова принять гениального маэстро. Правительство во главе с президентом Деодоро да Фонсека настойчиво просит его написать национальный гимн, но Карлос Гомес отвергает столь щедрое предложение, объявляя о своей верности императору, на тот момент уже забытому. Этим резким высказыванием Антониу Карлос снискал отрицательное отношение большей части республиканцев. От своих слов он не отрёкся и позже, прекрасно понимая жалкую роль Педро Второго в развитии Бразилии и Латинской Америки в целом. Композитор отдавал ему должное за ту неоценимую помощь, которую оказал император в самом начале его карьеры музыканта.
Многие полагают, что именно в этот переломный для Карлоса Гомеса момент он получил некоторые письма из Рио-де-Жанейро, написанные самой Шикиньей Гонзагой, известной к тому времени и в Европе. Содержание этих бумаг осталось тайной. Историки полагают, что Франсиска Гонзага пыталась убедить композитора вернуться в Рио и принять как должное республику, ту самую, в которой она сама разочаруется позже. Но не в силах вспоминать о печальной судьбе императора и принцессы Изабел, Карлос Гомес вновь убегает, на этот раз из Италии.
Стеснённый в средствах, но не потерявший былой славы, Гомес отправляется в Парагвай. Там его принимают со всем радушием, на которое было способно общество, но он всё ещё старается изгнать те остатки утрат, которые мучили его во время путешествий в Италию и Бразилию, погрузившись полностью в работу. Но даже доброжелательное отношение местного населения не спасло Карлоса Гомеса. За несколько недель, проведённых за границей, некогда полный энергии человек превращается в больного калеку. Многие из его окружения во время последней поездки отмечали необычное поведение маэстро. Ему постоянно кто-то пишет, после получения же этих таинственных бумаг он тут же их уничтожает, около консерватории вечно бродит итальянский музыкант, прибывший из Милана, встреч с композитором требуют абсолютно чуждые ему люди, плохо понимающие португальский. Известия о процветании республики также плохо отражаются на здоровье Карлоса Гомеса. Он постоянно слышит об успехе Шикиньи Гонзаги, о справедливости нового строя и, конечно, об убогости императора, что немало задевает композитора. По словам очевидцев, он впал в глубокую депрессию сразу же после беседы с приятелем из Бразилии. Изо дня в день повторялись ночные визиты неизвестных иностранцев, тошнотворный запах горелой бумаги в комнатах, бессонница, грохот кулаков, обрушивающихся на пианино в коридоре и отзвуки тихих причитаний. Карлос Гомес всё чаще разговаривает сам с собой, называя себя чужим именем, проклиная Педро Второго, и бродит по парку в полнейшей тишине…
Великий музыкальный гений Бразилии умер в 1896 году, 16 сентября, не дожив четырёх лет до начала нового века. Он погибал в полном одиночестве, постоянно вспоминая брата и Шикинью Гонзагу, умоляя всех его друзей простить его за всё, что он совершил или не успел совершить.
После кончины композитора все те, кто когда-то обвинял его в измене и предательстве, самолично предложили похоронить его в Бразилии со всеми подобающими герою почестями. Родной город Карлоса Гомеса также решил позволить архитектору Родолфо Бернардели создать надгробный монумент великому композитору. Но даже останки Карлоса Гомеса не скоро увидят Бразилию. Лишь в 1905 году их перевезут на военном корабле под пристальным наблюдением в Кампиньяс, где и поставят бронзовый памятник Гомесу-дирижёру. Эта одинокая фигура, смотрящая на мир свысока, но не выпускающая из рук священной палочки, и по сей день возвышается над кладбищем. Печальная статуя всей латиноамериканской музыки, обречённый на вечную ссылку страж своих произведений…
Весть о смерти великого композитора тут же распространилась по всей Бразилии; на митинги и собрания по этому поводу собралось множество людей, в том числе и сама Шикинья Гонзага, но уже со своим новым спутником-португальцем. Их разница в возрасте составляла около двадцати лет, но, привыкший к свободолюбивой пианистке высший свет воспринял этот факт скорее с улыбкой, нежели с негодованием. Франсиска Гонзага тоже не забудет маэстро Гомеса, она до конца жизни сохранит его дирижёрскую палочку, преподнесённую ей по случаю выступления, и небольшую фотографию, которая после её смерти перейдёт её сыну Жуану Гуалберто.
Пережив Карлоса Гомеса почти на двадцать лет, сама Франсиска умрёт заслуженным и признанным композитором в 1935 году, 28 февраля. После её смерти вся латиноамериканская музыка ещё долго не сможет расцвести так же, как во времена Жуакина Калладу, Шикиньи Гонзаги и Карлоса Гомеса, во времена «золотой осени бразильской музыки». Что же касается документов и источников, сохранивших описания этих неординарных людей, то, пожалуй, самым важным доказательством их существования являются их незабвенные произведения. Театр имени Карлоса Гомеса до сих пор исполняет его самые выдающиеся оперы, музыку Шикиньи Гонзаги, и многие, многие другие творения уже последующих композиторов. В ХХ веке музыка претерпела значительные изменения: появились и ещё появятся новые стили, новые технологии и новые бразильские и европейские таланты, но всё же стоит отметить, что первыми были именно они, те, о ком мы вспоминаем, и будем вспоминать…
Самые известные оперы Карлоса Гомеса
«Noite do Castelo» (1861)
«Joana de Flandres» (1863)
«Il Guarany» (1870)
«Fosca» (1873)
«Salvator Rosa» (1874)
«Maria Tudor» (1879)
«Lo Schiavo» (1889)
«Condor» (1891)
Amaltea, ноябрь 2004 г.
Источник: lastfm.ru