Каэтану Велозу - один из основателей музыкального течения 1960х годов «тропикализмо», популярный бразильский автор и певец. Редкая теленовелла обходится без его нежных лиричных песен. В России Каэтану Велозу знаком по песням «Samba De Verao» («Семейные узы»), «Sozinho» («Нежный яд», тема Элизео), «Luna Rosa» («Земля любви»), «Os Outros Romanticos» («Улыбка ящерицы»), «Os Passistas» («В мире женщин»), «Nao Enche» («Лабиринт»), «Pecado» («Новый Геркулес»), «Escandalo» («Клон»).
Каэтану Велозу родился 7 августа 1942 года в сельской местности Баия на северо-востоке Бразилии. Детство и юность его и сестры его Марии Бетании, также ставшей певицей, прошло в столичном городе Баии - в Салвадоре. Там он впервые берет в руки гитару и начинает петь, увлекается новым течением боссанова, в частности, творчеством Жоао Жилберту. «Я вырос в музыкальной среде, - говорит Каэтану в одном из интервью, - Конечно, музыкальная среда в ХХ веке означает и радио, и музыкальные записи, и кино, а начиная с 1960х еще и телевидение. Так что я жил под звуки музыки - от американской до кубинской и аргентинской».
В 1960е Каэтану и Мария Бетания знакомятся с такими же, как они, начинающими музыкантами Жилберту Жилом, Гал Коста, Томом Зе и организуют группу «Os Desafinados». Название группы взято из песни кумира бразильской молодежи тех лет и основателя боссановы А.К.Жобима и означает «фальшивящие, не попадающие в ноты». В 1965 году Мария Бетания принимает приглашение заменить певицу Нару Леао в шоу «Opiniao» в Рио-де-Жанейро, и Каэтану решает поехать вместе с сестрой. В этом же году он выпускает свой первый сингл с песнями «Cavaleiro» и «Samba em Paz», а в течение следующих лет участвует в популярных музыкальных фестивалях и пишет музыку для кинофильмов. В 1967 году появляется первая его пластинка «Domingo» с участием Гал Коста.
Тексты песен Каэтану Велозу сложны, условны и интересны, наряду с Шику Буарке он относится к числу наиболее талантливых и популярных современных португалоязычных поэтов-песенников. Но Велозу для бразильцев не просто популярный автор и певец, его влияние и авторитет намного шире - в 1960е годы он становится кумиром, своего рода иконой в культурной и даже политической жизни. «В то время мы и большинство наших коллег смешивали сложные гармонии и ритмы в музыке с левыми идеями в текстах песен, и это вызывало симпатии» - говорит он в интервью. Влияние музыки Каэтану на бразильское общество было так велико, что в 1968 году вместе с Жилберту Жилом он был арестован военным правительством по обвинению в «антиправительственной деятельности». Тропикализм как культурное направление было костью в горле диктаторского режима, пришедшего к власти в 1964 году. Тропикализм и прямо и косвенно бросал вызов диктатуре, в текстах тропикализмо-песен чувствовалось смысловое двойное дно, что не может терпеть ни один тоталитарный режим. После ареста и выхода из тюрьмы, Велозу вынужден был уехать из страны в Лондон. К лондонскому периоду относятся его песни «London London» и «Como Dois e Dois».
По возвращении в Бразилию в 1972 году Каэтану совершает гастрольный тур по стране и пробует себя как продюсер. В 1976 году Каэтану, Жилберту Жил, Гал Коста и Мария Бетания воссоединяются как группа под названием «Doces Barbaros» (Нежные Варвары). В 1986 году на телевидении появляется его программа «Шику и Каэтану», где они с Шику Буарке поют и принимают гостей.
Начало 1990х ознаменовались еще одной успешной записью - «Circulado». Вскоре выходит его и Жилберту Жила «Tropicalia 2», а за альбом «Livro» (1997) Каэтану Велозу в 2000 году получает Грэмми «за лучшую в мире музыкальную запись». В 1997 году Каэтану выпустил первую книгу «Verdade Tropical», в которой излагает свои взгляды на мир.
Дискография
Studio albums
* 1967: Domingo
* 1968: Caetano Veloso
* 1968: Tropicália: ou Panis et Circenses
* 1968: Veloso, Gil e Bethania
* 1969: Caetano Veloso
* 1971: Caetano Veloso
* 1972: Transa
* 1972: Araçá Azul
* 1975: Jóia
* 1975: Qualquer Coisa
* 1977: Bicho
* 1977: Caetano... muitos carnavais...
* 1978: Muito (dentro da estrela azulada)
* 1979: Cinema Transcendental
* 1981: Outras Palavras
* 1981: Brasil
* 1982: Cores, Nomes
* 1983: Uns
* 1984: Velô
* 1986: Caetano Veloso
* 1987: Caetano
* 1989: Estrangeiro
* 1991: Circuladô
* 1993: Tropicália 2 (with Gilberto Gil)
* 1994: Fina Estampa
* 1997: Livro
* 2000: Noites do Norte
* 2002: Eu não peço desculpas (with Jorge Mautner)
* 2004: A Foreign Sound
* 2005: Onqotô
* 2006: Cê
* 2008: Caetano Veloso e Roberto Carlos - e a música de Tom Jobim
* 2009: Zii e Zie (April release)
Live albums
* 1968: Ao Vivo (with Os Mutantes)
* 1972: Barra 69 ao vivo na Bahia (with Gilberto Gil)
* 1972: Caetano e Chico - Juntos ao Vivo (with Chico Buarque)
* 1974: Temporada de Verão - ao vivo na Bahia (with Gal Costa and Gilberto Gil)
* 1976: Doces Bárbaros (with Gal Costa, Gilberto Gil, and Maria Bethânia)
* 1977: Bicho Baile Show (with Banda Black Rio)
* 1978: Maria Bethânia e Caetano Veloso ao Vivo (with Maria Bethânia)
* 1986: Totalmente Demais
* 1992: Circuladô Vivo
* 1994: Fina Estampa ao Vivo
* 1999: Prenda Minha
* 1999: Omaggio a Federico e Giulietta
* 2001: Noites do Norte ao vivo
* 2007: Cê ao vivo
Soundtracks
* 1995: O Quatrilho
* 1996: Tieta do Agreste
* 1999: Orfeu
* 2002: Talk to Her
* 2002: Frida
* 2004: Meu Tio Matou um Cara
Compilations
* 1996: Red Hot + Rio, AIDS-Benefit Album produced by the Red Hot Organization, contributor on track "É Precisco Perdoar"
* 2002: Todo Caetano (box set)
.по материалам wikipedia.org ноябрь 2010 год
(Марина - По материалам сайтов allbrazilianmusic.com, slipcue.com и cnn.com, май 2002)
Источник: lastfm.ru