Когда осенью 2003-го американские хип-хоперы Black Eyed Peas взлетели на вершины хит-парадов с песней «Where Is The Love», многие было подумали, что это очередная группа одного хита, обязанная своим успехом Джастину Тимберлейку, принявшему прямое и непосредственное участие в записи этой композиции. И не угадали. Прошло еще несколько месяцев, и радиоэфиры заполонил следующий сингл группы - «Shut up!», а сам альбом «Elephunk» (кстати, уже третий по счету в дискографии группы) разошелся по всему миру тиражом более пяти миллионов экземпляров. Команда, гармонично соединившая в своем творчестве хип-хоп, соул, фанк, джаз, поп и фолк, была номинирована на Грэмми, Brit Awards и целый ряд других престижных музыкальных премий.
Что же выделило Black Eyed Peas среди множества хип-хоп групп, сражающихся за свое место под солнцем? Возможно то, что ребята никогда не желали следовать законам стиля, предпочитая живые и бьющие через край эмоции жеманной манерности и псевдогангстерской тематике. Кроме того, невооруженным взглядом видно, что участники группы куда больше похожи на ребят из соседнего двора, чем обвешанные вычурными бриллиантами и разъезжающие на шикарных автомобилях 50 Cent, Ja Rule, Snoop Dogg и другие, считающие себя «голосом черного гетто».
Не обязательно присматриваться, чтобы заметить, что большинство видеоклипов модных ныне рэпперов содержат одни и те же фишки: загорелые (или не очень) спортивные дамы в бикини, энергично трясущие всеми выпуклыми частями тела, негры в невообразимо дорогих шубах среди летней жары, шикарные виллы, красотки в бриллиантах и дорогих платьях. Картинки черного гетто? Вряд ли. Очевидно, что эстетика современного хип-хоп движения начала пробуксовывать и загонять себя в тупик.
Гангстерская романтика, ставшая основной и порой единственной фишкой многих хип-хоп исполнителей, не привлекает Black Eyed Peas. По словам музыкантов, они весьма далеки от того, чтобы эксплуатировать заезженную тему тяжелого детства, проведенного в бедных кварталах и гетто. Ребята поют о том, что оказывается близким и понятным большинству их слушателей вне зависимости от места и условий проживания. Очевидно, что зацикленность на гангстерско-романтическом имидже, однообразная вычурность и узкая направленность текстов целого ряда хип-хоп исполнителей стала набивать оскомину. Именно поэтому так свежо и остро выглядят на общем сером фоне талантливые ребята из Black Eyed Peas.
Музыканты лос-анджелесского квартета ставят себе в пример артистов конца 80-х - начала 90-х годов. Их главными кумирами являются легендарные рэпперы De La Soul . Кроме того, ребята не хотят обосабливаться и изолировать хип-хоп от влияния других стилей, будь то рок, фольклор или соул. Они ищут интересные решения, причем не только в плоскости освоения новых саунд-примочек.
Трудно поверить, но чуть более двух лет назад Black Eyed Peas, выпустившие к тому времени два никем не замеченных альбома, хотели завершить свою музыкальную карьеру. Ребята не видели выхода из сложившейся ситуации: их работы продавались из рук вон плохо, а продюсеры не желали вкладывать деньги в их группу. И когда вера в блестящее будущее сошла на нет, случилось чудо - на призыв музыкантов откликнулся Джастин Тимберлейк, и записанная в сотрудничестве с ним «Where Is The Love» стала всемирным хитом. Но обо всем по порядку.
История Black Eyed Peas начинается в далеком 1989 году со знакомства Will.I.Am (родился 15 марта 1975 года) и Apl.de.Ap (родился 28 ноября 1974 года), тогда учащихся старшей школы. Осознав, что у них общие идеи и предпочтения в музыке, ребята решили объединить свои усилия для создания собственной группы. Вскоре они начали читать рэп в различных ночных клубах Лос-Анжелеса, назвав свой дуэт Atbam Klann. Они завоевали популярность среди местной рэп- и брейк-данс тусовки. Через три года, в 1992-м, молодые музыканты заключили контракт с лейблом Ruthless Records. Несмотря на то, что в течение последующей пары лет ребята так и не выпустили на нем ни одного альбома, их контракт оставался действительным вплоть до смерти в 1995-м руководителя лейбла Eazy-E, который и подписывал контракт с Atbam Klann.
В 1995 году к Will.I.Am и Apl.de.Ap присоединился бывший участник группы Grassroots - Taboo (родился 14 июля 1975 года), и в скором времени новоиспеченное трио под новым именем Black Eyed Peas было вознаграждено новым контрактом, на этот раз - с Interscope Records. Дебютный альбом команды, получивший название «Behind the Front», увидел свет в 1998-м. В записи альбома приняли участие такие гранды, как Уайклеф Джин (Fugees) и Мэйси Грэй. «Behind the Front» положил начало ставшей уже фирменным знаком для Black Eyed Peas традиции не ограничиваться одним только хип-хопом. Поскольку участники команды принадлежали к разным расам и культурам (афро-американской, мексиканской и филиппинской), то неудивительно, что это многообразие нашло отражение и в их песнях.
Критики встретили диск довольно тепло, заметив, что у ребят большой потенциал. По мнению одного из критиков, «такие интересные работы дают надежду на то, что хип-хоп еще не умер». Впрочем, слушатели были не столь лестны в своих оценках - альбом продавался из рук вон плохо. Участники группы не унывали: они впервые имели возможность выступать на одной сцене с такими мэтрами, как Public Enemy, Cypress Hill, Уайклеф Джин и Баста Раймс, и этот бесценный опыт давал Black Eyed Peas силы и вдохновение идти по намеченному ими пути.
Второй альбом «Bridging The Gap» вышел в 2000 году. Само название диска символично отражало те цели, которые преследовали участники команды. Однако призыв к объединению был попросту проигнорирован. Тираж диска оказался еще меньшим, чем тираж дебютного альбома. Оставшиеся непонятыми как слушателями, так и своими коллегами, подвергшими ребят жесткой критике за нарушение чистоты стиля и стройности рядов, музыканты стали все чаще подумывать о прекращении музыкальной карьеры.
Трагические события 11 сентября 2001 года стали своего рода толчком к продолжению борьбы за сердца слушателей по всему миру. С самого начала стремившиеся объединить в своем творчестве разные культуры и музыкальные идеи, музыканты поняли, что пришло время выступить с очередным призывом к объединению. Под влиянием событий сентября 2001 года Will.I.Am написал песню «Where Is The Love?» . Как вспоминает музыкант, все составляющие: и ритм, и гитарные рифы и искренний эмоциональный текст, родились в его голове в один момент, это было словно озарение. Именно тогда и пришла идея записать эту песню вместе с Джастином Тимберлейком, с которым ребята уже давно были знакомы лично. Вдохновленный записанным демо-материалом, Will.I.Am позвонил Джастину и дал ему послушать песню по телефону.
«Я помню, что как только услышал этот ритм и эти слова, - вспоминает Тимберлейк, - в моей голове сразу родилась мелодия!».
Для того чтобы написать мелодию и текст припева, исполнителю понадобилось минут 15, и уже совсем скоро Тимберлейк был в Лос-Анджелесской студии и записывал вокальную партию для песни. Однако полученный результат оказался слишком сырым и песню решено было доработать. Впрочем, несмотря на это, начало вдохновенной работе над новым альбомом было положено.
Стоит немного прерваться и рассказать о другом важном событии, произошедшем с группой во время записи третьего студийного альбома. В Black Eyed Peas появилась новая участница. Зеленоглазая уроженка Лос-Анжелеса Стейси Фергюсон (Stacey Ferguson) поначалу была приглашена только для записи женской вокальной партии в треке «Shut up!». Затем девушку попросили поучаствовать в записи еще нескольких песен, а закончилось все тем, что Ферджи стала полноправной участницей группы. По словам других музыкантов, ее приход сделал команду более цельной и органичной.
Появление в группе очаровательной девушки принесло и другие плюсы. Руководители звукозаписывающего лейбла посчитали, что наличие в команде белокожей красотки весьма позитивно скажется на имидже и, как следствие, на тираже пластинок. Ребята впервые почувствовали настоящую поддержку боссов своего звукозаписывающего лейбла. Продюсеры и менеджеры наконец-то поверили в перспективность Black Eyed Peas.
Записанный музыкантами материал побудил продюсеров серьезно взяться за группу. «Where is the love» была серьезно доработана: в аранжировку добавили партию симфонического оркестра, а к вокалу Тимберлейка присоединился голос Ферджи, благодаря чему песня заиграла новыми красками. После прослушивания нового варианта песни музыканты приняли решение выпустить ее первым синглом к своему третьему альбому «Elephunk» (поначалу в качестве ударного сингла предполагалось выпустить «Shut up!»).
Ребята не прогадали - эта композиция повернула их жизнь в другое русло. Впрочем, сначала Black Eyed Peas пришлось столкнуться с небольшой проблемой. Руководители звукозаписывающего лейбла Тимберлейка запретили им использовать имя суперзвезды и снимать певца в клипе на эту песню. Но песня оказалась настолько хороша, что и без такой рекламы, как имя Тимберлейка в титрах, «Where Is The Love?» быстро нашла отклик в сердцах миллионов слушателей. Подкупающая своей неподдельной искренностью и эмоциональностью песня быстро добралась до вершин хит-парадов и стала одной из самых ротируемых песен на радио, превратив молодых музыкантов в настоящих звезд.
Black Eyed Peas быстро превратилась из команды, играющей на разогреве у Джастина Тимберлейка и Кристины Агилеры, и в этом качестве дали несколько сотен концертов по всему миру в поддержку «Elephunk». Критики и зрители признали, что Black Eyed Peas, без преувеличения являются лучшей концертной командой, выступающей в стиле хип-хоп. Ребят стали приглашать выступать на церемониях вручения престижнейших музыкальных наград (MTV European Music Awards, Brit Awards, Грэмми и т.д.).
Что же касается самого альбома, то «Elephunk» наглядно показал, что артисты не боятся пересекать музыкальные границы и выходить за рамки стандартов, принятых индустрией шоу-бизнеса. Благодаря этой смелости и интересным музыкальным находкам, тираж третьего студийного альбома Black Eyed Peas быстро превысил пятимиллионную (!) отметку.
Black Eyed Peas продолжают наслаждаться долгожданным успехом: вслед за «Where Is The Love» постоянную прописку в хит-парадах получили песни «Shut up!» и «Hey Mama». Впрочем, артисты не собираются почивать на лаврах. Они уже вынашивают планы по записи нового альбома и не намерены отказываться от экспериментов со стилями в пользу коммерческого успеха. Оставив позади Джастина Тимберлейка, музыканты подумывают над тем, чтобы привлечь к сотрудничеству - кого бы вы думали? - рокеров The Darkness! Последние не против, так что в скором времени нас может ожидать самый невероятный дуэт со времен сотрудничества Run-DMC и Aerosmith.
Недавно группа закончила свое турне в поддержку альбома «Monkey Business» по Америке и Европе, выпустили новые клипы, и продолжают работать, записывая новые композиции, посещая светские вечеринки. Одним словом, на достигнутом не останавливаются. Ребята практически ежедневно продолжают давать концерты, рекрутируя новых поклонников.
Хотя позитивный настрой и танцы в стиле «брейк» были неотъемлемой частью хип-хоп-культуры с самых ее истоков, к 1990 году эти элементы были временно вытеснены с хип-хоп-сцены имиджем крутых гангстеров и ультрамрачными и полными насилия текстами групп Западного побережья вроде N.W.A. Несмотря на то, что будущий костяк группы Black Eyed Peas делил с подобными ребятами почтовый индекс Лос-Анджелеса, их видение хип-хопа разительно отличалось от остальных, и места поэзии жестоких асфальтовых джунглей и сэмплированию уличных перестрелок в нем не было категорически. Основатели группы will.i.am и Apl de Ap были знакомы еще со школьных времен, когда они оба входили в команду по брейкдансу под названием “Tribal Nation”. Постепенно интересы парней сдвинулись в сторону сочинения собственной музыки, и пара двинула собственной тропой, назвавшись “Atban Klann”. (Такое экзотическое название было всего лишь сокращением фразы “A Tribe Beyond a Nation”, что в свою очередь являлось сноской на имя своего предыдущего коллектива).
В 1992 году ребятам удалось подписать контракт с лейблом Ruthless Records, принадлежавшим бывшему члену N.W.A Eazy-E. Хотя Ruthless Records в основном работали с гангстерской стилистикой, ребят это ни капельки не смущало – will.i.am до сих пор со смехом вспоминает, как он привел своего отца на свой концерт. «Там был Изи со своими ребятами, и все они были с пушками, так что папа смотрел по сторонам с опаской», - смеется он. (Кстати говоря, Уилл – урожденный филиппинец, усыновленный американской семьей по благотворительной программе помощи странам третьего мира в начале 80-х). Гангстерские корни Ruthless, однако, сыграли против новоиспеченной группы - большая часть работников лейбла попросту не имела понятия, что делать с группой брейкдансеров-пацифистов. Именно по этой причине записанный в этот период альбом так и остался лежать на полке, поскольку лейбл так и не смог придумать, каким образом нужно было продвигать столь нетипичную для них группу.
Смерть Eazy-E в 1995 году прекратила все дальнейшие контакты с Ruthless Records. Впрочем, не особенно удачный опыт сотрудничества с этой компанией не сумел сбить ребят с выбранного ими пути – они взяли в группу третьего участника, танцора/MC по имени Табу, наполовину мексиканца, переименовались в Black Eyed Peas и отправились покорять публику живыми выступлениями в Лос-Анджелесе и окрестностях. Их мастерская читка и сногсшибательные танцевальные вставки вскоре сделали свое дело, и свой первый альбом “Behind The Front” группа, успевшая к тому времени обзавестись командой сопровождающих их живые выступления музыкантов и вокалисткой Ким Хилл, выпускала уже на довольно крупном лейбле Interscope.
Критика радостно приветствовала альбом, возвративший в хип-хоп чувство бесшабашного веселья. Успех группы достиг весьма впечатляющих размеров, так что среди гостей, приглашенных для записи второго альбома “Bridging The Gap” (2000), были участники Jurassic 5, De La Soul и даже Мэйси Грей. Через два года после выхода альбома, как раз в разгаре работы над следующим творением, Ким Хилл неожиданно покинула группу, но Black Eyed Peas справились с этой ситуацией с типичной для них бесшабашностью. will.i.am пригласил в студию поклонницу группы по имени Ферджи, с которой они частенько сталкивались на концертах в Лос-Анджелесе – записать для группы песню. Одна песня обернулась тремя, три песни обернулись пятью, и в результате Ферджи с радостью бросила свою собственную группу Wild Orchid и стала полноправной участницей Black Eyed Peas. Музыкальные журналисты радостно писали, что подобный ход нарушает все правила поп-музыки, на что Ферджи беззаботно отвечала, что она знать не знает никаких правил.
Записанный с ее участием альбом “Elephunk”, над которым группа работала урывками в течение трех лет, стал самым успешным в их карьере – по всему миру было продано более 6 миллионов экземпляров, сингл “Where Is The Love?” был самым продаваемым синглом Великобритании за 2003 год, компания Apple запустила рекламную компанию своего нового I-pod’a под аккомпанемент их “Hey Mama”, а кандидат в президенты США Джон Керри сделал песню “Let’s Get It Started” заглавной темой всей своей избирательной кампании. В 2004 году Black Eyed Peas заработали три весьма важных номинации на MTV EMA – как лучшая группа, лучший поп-проект и за лучший альбом. В результате они побеждают в номинации «Лучший поп-проект». Успех сопутствовал коллективу и на «Музыкальных наградах MTV Россия» в 2005 году. В США отправилась статуэтка «Лучший зарубежный артист».
Удача не отвернулась от группы и в 2006 году. Они вновь стали обладателями MTV-шной матрешки «Лучший зарубежный артист» на MTV RMA.
Источник: lastfm.ru