Билли Джоэл (Billy Joel, полное имя Уильям Мартин Джоэл, William Martin Joel, род. 9 мая 1949 г. в Бронксе) — американский автор-исполнитель песен и пианист, один из шести наиболее продаваемых артистов в США за всю историю страны. Обладатель шести наград «Грэмми», в том числе в таких престижных номинациях, как «альбом года» («52nd Street», 1979), «запись года» и «песня года» («Just the Way You Are», 1978).
Биография
Джоэл родился в довольно бедной еврейской семье и в детстве принимал участие в уличных боях «стенка на стенку». Он решил стать боксёром и провёл 22 боя, пока ему не сломали нос. Когда пришло время выбирать между спортивной карьерой и высшим образованием, 16-летний Джоэл неожиданно присоединился к дворовой команде The Echoes (благо он хорошо играл на пианино). С 1967 по 1969 годы он играл в группе The Hassles, затем записывался с одним из её участников как дуэт Attila. Они играли странный, психоделический хард-рок — без гитар, на одних клавишных и ударных.
После того, как Джоэл увёл жену у товарища по дуэту, его музыкальная карьера зашла в тупик. Молодой музыкант впал с серьёзную депрессию, во время которой выпил бутылочку с лаком для мебели, чтобы свести счёты с жизнью. После курса лечения он обосновался в Лос Анджелесе, где регулярно выступал в ночных клубах и заключил пожизненный контракт с малоизвестным лейблом Family Productions. Впоследствии ему стоило немалых усилий освободиться от обязательств по этому контракту. В ноябре 1971 г. вышел первый сольный альбом, но некоторые дорожки на нём были по ошибке записаны в ускоренном формате, что делало его малопригодным для прослушивания.
Когда его песня «Captain Jack» стала звучать на местных радиостанциях, лейбл Columbia Records счёл Джоэла многообещающим автором-исполнителем, который в перспективе может составить конкуренцию Элтону Джону. В конце 1973 г. Columbia выпустила альбом Джоэла «Piano Man», заглавная композиция которого была основана на впечатлениях от заштатных ночных заведений, где ему приходилось выступать. С годами эта песня стала его визитной карточкой и вошла в составленный по опросу журнала Rolling Stone cписок 500 лучших песен всех времён. Следующий альбом, «Streetlife Serenade» (1974), был настолько успешным, что Джоэла пригласили перебраться в музыкальную мекку того времени — Нью-Йорк. На этот сюжет была написана одна из его классических композиций, «New York State of Mind» (хорошо известная в исполнении Барбры Стрейзанд). Она вошла в альбом «Turnstiles» (1976), который был сочтён провальным и достиг лишь 122-го места в Billboard 200.
Осенью 1977 года Джоэл окончательно доказал свой талант хитмейкера, выпустив альбом «The Stranger», который был полон шлягеров и в конечном счёте разошёлся тиражом в семь миллионов экземпляров. Окончательно утвердил его в статусе суперзвезды следующий диск, «52nd Street» (1979), который провёл восемь недель на первой строчке Billboard 200 и только за первый месяц продаж был реализован тиражом в два миллиона. Хотя ведущие музыкальные критики набросились на эту пластинку, обвиняя её в невыносимой пафосности, Джоэл забавлял своих поклонников, разрывая подобные рецензии на своих концертах в клочья и бросая их в толпу. Вообще говоря, невозможно было отрицать дар Джоэла с лёгкостью сочинять мелодичные баллады, однако — как это было с Полом Маккартни и Бертом Бакара — рок-критики полагали, что за запоминающейся мелодией не стоит подлинного содержания, а аранжировкам не хватает оригинальности.
В 1980 году Джоэл на протяжении шести недель оккупировал верхнюю позицию в чартах продаж с альбомом «Glass Houses», который замышлялся как ответ «новой волне» в музыке. В самом популярном треке, «It’s Still Rock’n’Roll to Me», певец подтверждал свою приверженность старому доброму рок-н-роллу 1950-х. Отхватив очередную «Грэмми» за лучший мужской рок-вокал, Джоэл выпустил «Songs in the Attic» («Песни с чердака») — запись концертного исполнения песен со своих ранних, не очень известных альбомов. В начале 1982 он сломал руку, упав с мотоцикла, и развёлся с женой — той самой, которую увёл у партнёра по Attila. Осенью был выпущен концептуальный альбом «The Nylоn Curtain», который по серьёзности песен мог составить конкуренцию Брюсу Спрингстину, однако результаты его продаж оказались довольно скромными.
В 1983 году Джоэл записал свой самый стильный, по мнению многих наблюдателей, альбом — «An Innocent Man», который был задуман как дань уважения и восхищения музыке пятидесятых. Выпущенный с этого диска танцевальный сингл «Tell Her About It» достиг первого места в Billboard Hot 100, в то время как в Великобритании на первое место попала ещё одна жизнерадостная песня — «Uptown Girl» (также известна в интерпретации группы Westlife). Ключом к успеху альбома было то, что на основные треки были сняты видеоролики, которые крутило созданное в то время MTV. Вдохновлённый этим успехом, Джоэл выпускает двойной альбом величайших хитов, который стал одним из самых кассовых двойных альбомов в истории США.
Выпустив в 1986 году новый диск «The Bridge» со шлягером «A Matter of Trust», Джоэл удивил многих поклонников, пустившись в затяжной тур по СССР. Как он позднее вспоминал, в залах преобладали партийные работники, которых завести было достаточно сложно. Однажды, отчаявшись «разбудить» публику, он сбросил со сцены синтезатор. Живая запись одного из выступлений легла в основу двойного альбома «Концерт» (название пишется на кириллице и в оригинале). В результате советских гастролей Джоэл потерял более миллиона долларов, уволил своего импресарио и расстался с продюсером Филом Рамоном, который помогал ему в записи предыдущих дисков.
В 1989 году Билли Джоэл в последний раз вернулся на первую строчку Billboard Hot 100. Его новый сингл «We Didn’t Start the Fire» представлял собой каталог ключевых имён и событий послевоенной истории. За ним последовал умеренно успешный альбом «Storm Front» (1-е место в США), звучание которого было самым тяжёлым за всю сольную карьеру артиста. Последний по времени его студийный альбом, «River of Dreams» (1-е место в США), был выпущен летом 1993 года. Особенный успех сопутствовал заглавному треку и снятому на него клипу.
После этого Джоэл объявил о том, что не намерен записывать новые диски с популярными мелодиями, решив посвятить себя написанию классической музыки. Пока что он держит это обещание. Между тем время от времени появляются записи его концертов: Джоэл часто выступает со своим кумиром и конкурентом, Элтоном Джоном. В 1999 г. его имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла, а на Бродвее был поставлен мюзикл, составленный из классических номеров его репертуара.
Источник: lastfm.ru