Биг («Большой») Джо Ли Уильямс (Big Joe Lee Williams), род. 16 октября 1903 г., в Крофорде (Crawford), Миссиссиппи, ум. 17 декабря 1982 г. в Мейконе (Macon), Миссиссиппи. Большой Джо Уильямс - один из наиболее значительных записывавшихся блюзовых музыкантов, а также один из тех, чья жизнь практически буквально соответствовала стереотипу того, как должен был бы жить типичный сельский блюзмен. Индеец чероки по отцу, Уильямс воспринял основное музыкальное влияние от Логанов (the Logans), семьи своей матери. В детстве Джо изготавливал непременные самодельные инструменты из сигарных коробок, а около 1918 года, когда отчим выгнал его из дома, он отправился странствовать. Позднее он увековечил своего гонителя в песне, которую исполнял и на закате своей долгой карьеры. Жизнь Уильямса состояла в постоянном перемещении, он играл в лагерях лесорубов, скипидарнях и забегаловках южных штатов США. В 1929 - 1932 году Уильямс отбывал заключение в тюрьме Ангола, по выходе из которой женился и поселился в Сент-Луисе (St. Louis), Миссури, по-прежнему, впрочем, предпринимая затяжные путешествия по стране, поскольку так никогда и не смог избавиться от страсти к бродяжничеству. Выступления перед сельской публикой давали ему заработок и в худшие времена Великой депрессии, когда он выступал под псеводнимом «Бедный Джо» (Poor Joe). Самые ранние записи Уильямса относятся к 1935 году, когда он записал шесть композиций для фирмы грамзаписи «Блюберд» (Bluebird) в Чикаго.С той поры он записывался при каждой возможности - до 1945 года на «Блюберд», а затем на «Коламбии» (Columbia). На многих сеансах он играл в свободном содружестве с Джоном Ли «Сонни Боем» Уильямсоном (John Lee Sonny Boy Williamson) - таком же, какое впоследствии существовало между Мадди Уотерсом (Muddy Waters) и Литтл Уолтером (Little Walter). В 1952 году он также записывался на фирме грамзаписи «Трампет» (Trumpet) в Джексоне (Jackson), Миссиссиппи, а затем вернулся в Чикаго, где состоялся сеанс записи на фирме «Ви Джэй» (Vee Jay). Многие другие записи, сделанные Уильямсом на мелких лейблах, обнаруживаются и до сих пор. В 1951 - 1952 году, кроме этого, он делал записи для других артистов на своей базе в Сент-Луисе. В 60-е годы, когда блюз вошел в моду у белой молодежи, Уильямс обрел более широкую аудиторию. Он продолжал записываться и совершать гастрольные поездки, теперь уже добавив к своим маршрутам Европу и Японию. Но и тогда он продолжал играть на дешевых гитарах, которые лично «доводил до ума» - присоединял к ним электропримочки, а также обычно приделывал дополнительные колки для использования изобретенного им лично девятиструнного строя гитары. Несмотря на то, что личный характер Уильямса иногда бывал неоднозначен, его мастерство, его грубоватый, резкий голос и характерный узнаваемый звук гитары сделали его любимцем клубной и университетской сцены тех лет. Большой Джо Уильямс совершил полный жизненный круг и умер в служившем ему пристанищем фургоне все в том же Крофорде в штате Миссиссиппи. Немалое количество легко доступных альбомов, записанных им в последние годы жизни, к сожалению, несколько притупили понимание широкой публикой подлинной величины и значения таланта Большого Джо Уильямса.
Источник: lastfm.ru