Уникальный композитор и гитарист-экспериментатор Билл Нельсон получил широкую известность благодаря своему неортодоксальному подходу к рок-музыке. Главной его заслугой является то, что ему удалось перекинуть мостик от масштабного, хитроумного прогрессива первой половины 70-х к открытому для экспериментов, энергичному року начала 80-х. Билл Нельсон научился играть на гитаре в раннем детстве. В середине 60-х он присоединился к лучшей местной группе «Teenagers». В 1970-м Билл вместе с единомышленниками собрал близкую к госпел группу, с который он выступал до середины 1971 года, после чего занялся самостоятельной карьерой. Записанная с помощью Ричарда Брауна (фисгармония, фортепьяно, ударные), басистов Гарета Эйллиджа и Леона Артурса пластинка «Northern Dream», принесла Биллу Нельсону репутацию самобытного исполнителя. Один из ее 250 экземпляров дошел до диск-жокея Джона Пила, впервые транслировавшего записи Нельсона в радиоэфире. Он-то и помог привлечь внимание концерна «EMI». К тому времени у Билла уже появился первый, еще нестабильный аккомпанирующий состав под названием «Flagship».
Ансамбль просуществовал до февраля 1972 года, став прообразом группы «Be-bop deluxe»: Нельсон, Паркин и Брайан, к которым прибавились Чаттертон-Дью, а также старый знакомый Ричард Браун. Они исполняли жесткий рок с акцентом на соло-гитару. Через четыре дня после появления «Be-bop deluxe» пришло предложение от дочки «EMI» - «Harvest». Компания была недовольна представленными пленками и выдвинула условие: музыканты должны еще некоторое время порепетировать и поиграть «вживую», поэтому первую сорокапятку «Teenage Archangel»/»Jets At Dawn» ансамбль выпустил в 1972 году еще на фирме «Smile Records», год назад опубликовавшей сольный лонгплей Нельсона.
Год спустя группе был дан «зеленый свет» на запись дебютного альбома. Незадолго до начала работы над «Axe Victim» ушел Ричард Браун. На этом альбоме «Be-bop deluxe» занялись разработкой темы хаотического будущего планеты с ее дегуманизацией и технологическим экстазом. В 1974 году группа предприняла первое крупное турне с «Cockney rebel». В августе Нельсон, не удовлетворенный аккомпанирующими музыкантами распустил команду. Из находящегося в таком же раздрае «Cockney rebel» Билл ввел басиста Пола Джеффриса и клавишника Милтона Рима-Джеймса, а также бывшего барабанщика «Hackensack» Саймона Фокса. Джеффрис и Рим-Джеймс в группе не прижились. Нельсон объявил о прослушивании новых кандидатов. В итоге в штат ансамбля был зачислен басист Чарли Тумахай из Новой Зеландии. Нельсон все еще искал клавишника. Сроки выпуска второй пластинки поджимали, и он решил сам исполнить все партии клавишных, но в последний момент вспомнил о знакомом музыканте по имени Саймон Эндрю Кларк (р. 1957), которого пригласил к себе.
Кларк не успевал разучить новый материал, поэтому к записи пластинки «Futurama» музыканты приступили втроем. Этот лонгплей хорошо приняла критика в Англии, он также удостоился нескольких положительных рецензий в США, став их первым альбомом, вышедшим в Америке. Нельсон самостоятельно продюсировал амбициозный альбом «Sunburst Finish», на три месяца взлетевший в Англии до 17 места. Эта пластинка стала первой, на которой играл Кларк. С таким составом (Нельсон, Кларк, Тумахай и Фокс) записывались и все остальные альбомы.
Диск доказал: группа в отличной форме (чего стоят лишь две песни - «Fair Exchange» и «Ships In The Night») и находится на пути к творческому пику, что только подтвердило начавшееся в марте турне по США и Канаде с «Blue oyster cult». Альбом «Modern Music» в музыкальном отношении был несравненно сильнее предшественника. Он шесть недель занимал 12 строчку английских чартов (и только 88 - в штатовских). В 1977 году во время третьего турне по США и Канаде - на этот раз в качестве хедлайнеров - был записан двойной концертный альбом «Live! In The Air Age», четыре стороны которого заняли всего лишь семь композиций. Возможно, инертность ансамбля объяснялась неугомонностью Билла Нельсона, который высказывал недовольство записываемым материалом. В интервью он заявлял, что турне в поддержку концертной пластинки обозначило завершение одной фазы существования «Be-bop deluxe», и в ближайшее время он представит вниманию публики новую концепцию.
Следующий диск группы, «Drastic Plastic», в корне отличался от предыдущих. Его тематические элементы связывал новый для Нельсона инструмент - синтезатор. Звучание диска получилось близким к «новой волне». Несмотря на отличное качество музыки и теплый прием критики, для большинства поклонников группы избранная стилистика оказалась обескураживающей: фаны привыкли видеть в Нельсоне отличного гитариста-шоумена, готового развлекать публику своей виртуозной игрой. Сам Билл Нельсон не хотел дважды входить в одну реку. 13 августа 1978 он объявил о роспуске группы. По его словам, лишь одна сольная карьера могла дать возможность быть до конца откровенным.
Источник: lastfm.ru