Bat for Lashes - это не столько название коллектива, сколько сценический псевдоним британской исполнительницы Наташи Хан (Natahsa Khan), артистки широкого профиля и очень симпатичного, несколько экзотического анфаса, которым она обязана своим родителям. Наташа - душа и мозговой центр этого странного, не вписывающегося ни в какие рамки проекта, звучащего как современный вариант вечного женского начала, такого манящего и такого неуловимого. Центральный художественный образ ее творческих опытов - это «сильная женщина, открытая космосу», такая, как Джейн Биркин, Нико или Клеопатра. Такой же необычный набор имен Наташа называет, говоря о своих музыкальных влияниях: Бьорк и Кейт Буш, Сьюзи Сью и Шинейд О’Коннор, Стиви Никс и Том Йорк, Cat Power и Тори Амос.
Много интересного можно найти и в перечне талантов, навыков, профессий и увлечений Наташи Хан. Композитор и визуальный художник, певица и воспитательница в детском саду, режиссер и мультиинструменталистка, фантазерка и сказочница, получившая строгое религиозное воспитание, - она создала полностью женский коллектив Bat for Lashes, который, в свою очередь, помогает ей создавать удивительную музыку. «Наташа Хан наделена какой-то испоконвечной силой, она похожа на шамана», - вот так загадочно отзывались о ней британские журналисты.
Смешанные браки редко бывают счастливыми. Зато часто дают здоровое, энергичное и талантливое потомство. Наташа Хан - наглядное тому подтверждение. Она родилась 25 октября 1979 года в семье англичанки и пакистанца. Среди ее родственников по линии отца было много известных игроков в сквош. Ее детство - это постоянные путешествия и переезды: отец тренировал пакистанскую команду по сквошу и ему приходилось много ездить. Когда Наташа пошла в школу, большую часть года она жила с матерью в Хертфордшире, а летние каникулы проводила в Пакистане, где попадала в совершенно особый, избыточно красочный, сказочный мир.
Семья была очень религиозной и девочку растили в строгости. Отец, человек глубоко верующий, часто рассказывал ей мистические истории на религиозные сюжеты, и это, как вспоминала Наташа позднее, будоражило ее фантазию и даже спустя много лет влияло на все ее творчество. Что касается музыки, то здесь гораздо большим авторитетом была для нее мать. Она часто слушала Отиса Рединга, Эла Грина, Майлза Дэвиса (Miles Davis), пела песни любимых групп, одной из которых были Fleetwood Mac.
После развода родителей жизнь Наташи Хан изменилась. Ей было тогда 11 лет. Обладая неуемным воображением, она увлекалась рисованием, очень любила кино, интересовалась музыкой, училась играть на фортепиано, а к 12 годам уже писала первые песенки. При таком количестве увлечений с будущей профессией Наташа определилась далеко не сразу. В детстве она мечтала быть морским биологом, потом собиралась стать писателем или хотя бы секретаршей (когда научилась печатать на портативной печатной машинке), позднее бредила идеей спасения окружающей среды. Но искусство все-таки победило.
После школы она поступила в Брайтонский университет, где в качестве профилирующих предметов выбрала кино и изобразительное искусство. Ее студенческие экспериментальные проекты создавались под влиянием таких артистов, как американский композитор-минималист Стивен Райх (Stephen Reich), и представляли собой мультимедийные постановки, объединявшие звуковые инсталляции, мультипликацию и театрализованные представления.
С университетским дипломом в кармане Наташа Хан нашла работу воспитательницей в детском саду. На это была только временная пристань. Главное место в ее жизни теперь занимала музыка. На досуге она придумывала мелодии, сочиняла тексты, фантазировала над аранжировками, и из всей этой игры воображения постепенно выкристаллизовывался ее первый альбом. Как признавалась Хан, все ее творчество так или иначе связано со зрительными образами. «Когда я пишу музыку, я буквально вижу ее, - рассказывает артистка. - Передо мной встает отдельный мир со своими образами, красками, пейзажами. Эти два начала - звуковое и визуальное - прекрасно дополняют друг друга, поддерживают и усиливают. Они как брат и сестра».
Собственно, и сам дебютный альбом родился из зрительного образа, из одной странной фантазии. Однажды под впечатлением от книги о Жанне Д’Арк Наташа увидела волшебный сон: верхом на черном коне она въезжает в густой лес. Сон показался ей глубоко символичным. Она восприняла его как знак, подсказывавший, что ей пора «сделать то, ради чего она пришла на эту землю». Она превратила сон в песню «Horse & I», которая будет открывать ее первый диск.
В студийных экспериментах и сценических шоу Наташе Хан помогали три девушки: гитаристка Каролин Уикс (Caroline Weeks), барабанщица Лиззи Кэри (Lizzy Carey) и скрипачка Эби Фрай (Abi Fry), которая играет и записывается со многими британскими ансамблями, в том числе с British Sea Power. Хотя стоит отметить, что Хан и сама владеет основными инструментами: она играет на пианино, глокеншпиле, арфе, барабанах, бас-гитаре, а благодаря компьютерным технологиям успешно воссоздает все недостающие звуки.
Первое публичное выступление Bat for Lashes состоялось в конце 2005 года в лондонском зале «Scala». Тогда команда выступила на разогреве у CocoRosie. (Пройдет меньше года, и группа даст аншлаговый концерт в этом знаменитом зале, превратившись к этому времени в одно из самых ярких украшений британской концертной сцены.)
Своего студийного первенца, сингл «The Wizard» (2006), Bat for Lashes выпустили на собственном лейбле Наташи She Bear Records. И уже имея на руках этот козырь, нашли солидных рекординговых покровителей - компанию Echo, сотрудничающую, в частности, с Розин Мерфи, экс-вокалисткой Moloko.
Дебютный лонг-плей Bat for Lashes «Fur and Gold», которому предшествовал еще один сингл «Trophy», вышел в сентябре 2006 года. Наташа выступила сопродюсером записи, над которой работала в Лондоне и Брайтоне вместе с Дэвидом Костеном (David Kosten). Эта стоящая особняком работа, создающая хрупкий, ускользающе красивый и таинственный мир, нашла своих искренних почитателей. И не только среди рядовых меломанов, поклонников такого витиеватого инди-рока с сильным женским началом, но и среди профессионалов. К примеру, очень лестно отозвался об альбоме Том Йорк, особенно отметив стартовую композицию «Horse and I». «Мне очень понравился клавесин, сексуальные призрачные голоса и звук изогнутой пилы, - признавался фронтмен Radiohead. - Кажется, что эта песня пришла прямо из сказочного мира братьев Гримм, и я почти чувствовал себя волком».
Летом 2007 года стало известно, что на пластинку обратили внимание и устроители Mercury Music Prize, номинировав Bat for Lashes на эту престижнейшую премию. А пока высокое жюри решало, достойна ли Наташа Хан и компания такой чести (в конце концов победа досталась Klaxons), девушки объезжали с концертами Великобританию, исколесив ее с севера на юг и с запала на восток. Гастроли в поддержку «Fur and Gold» продлились почти полгода.