Появление этого женского прог-коллектива датируется 1983 годом. Группу образовали студентки Токийского университета Киоко Каназава (бас), Юмико Саито (ударные) и Кейко Тубата (клавишные). Девушки находились под впечатлением творчества «ELP», «Yes», «King Crimson» и поначалу исполняли каверы этих групп. К 1985 году, когда Тубату сменила Кейко Кумагай, у ансамбля появились и собственные опусы. Впрочем, для девчат музыка являлась своего рода хобби, и они редко собирались вместе. Такое положение вещей длилось до 1990 года, пока Кумагай не повстречался владелец фирмы «Made in Japan records» Нумеро Уэно.
Он посоветовал Кейко вплотную заняться сочинением собственных композиций, а взамен пообещал выпустить дебютный альбом «Ars Nova». Сделка состоялась, и в 1992-м вышел «Fear and anxiety». Помимо явного присутствия духа «ELP» на диске чувствовалось влияние итальянских прог-банд типа «Goblin», «Il balleto di bronzo» и других.
После выхода пластинки Юмико вышла замуж и покинула коллектив, а ее место заняла Акико Такахаси. Вторая работа «прогрессивных» девушек выглядела значительно сильнее дебюта и привлекла внимание меломанов за пределами Японии. В 1995 году «Ars Nova» впервые выехали за рубеж, посетив лос-анджелесский «Progfest». Поворотным моментом в карьере коллектива стал третий лонгплей, «The goddess of darkness», признанный любителями прогрессива классикой жанра. Альбом был лицензирован французским лейблом «Musea», а в Японии вышел с тремя разными обложками, изображавшими каждую из участниц группы.
В поддержку пластинки «Ars Nova» провели мировое турне, начавшееся с появления на фестивале «Progday 96». На волне успеха с группой заключил контракт японский мажорный лейбл «Trycle records», выпустивший в 1997 году сборник лучших вещей «The six singular impressions».
Очередной студийник, «Reu nu pert em hru» (в европейской версии «The book of the dead»), ансамбль записывал без Киоко, решившей завязать с музыкальным бизнесом. На сессиях девушек выручил Кен Ишита (бас) из «Deja vu», а сопутствующее турне прошло при поддержке Наоми Миуры (клавишные, экс-«Rosalia», «After the rain»). Найти постоянную замену Каназаве оказалось трудной задачей, поэтому пришлось переориентировать музыку «Ars Nova» на чисто клавишную основу. Такое окончательное решение было принято после появления в составе группы Мики Накаямы.
Дебют Мики состоялся на диске «Keyboards triangle», записанном «Ars Nova» вместе с музыкантами из «Gerard» и содержавшим каверы «ELP», «Trace» и «Il balleto di bronzo». Следующая студийная работа вышла в 2001 году и отличалась от предыдущих релизов наличием вокальных партий, которые исполнила Накаяма. Перед этим Кумагай приняла участие в проекте Арьена Люкассена «Ayreon». Датский музыкант не забыл вклад Кейко во «Flight of the Migrator», и в 2003 году нанес в «Ars Nova» ответный визит, выступив в качестве гостя на альбоме «Biogenesis project».
Источник: lastfm.ru