Арчи Шепп (Archie Shepp) родился 24.05.1927 в Форт Лодердейл (шт. Флорида).
Тенор- и сопрано-саксофонист, один из лидеров фри-джаза 60-х годов. Иллинойс Джеккет, не симпатизируя в целом новейшим направлениям в джазе, сказал: «Шепп - фантастический музыкант, он свингует как дьявол, а его корни в ритм-энд-блюзе, и он владеет всеми стилями негритянской музыки». В целом музыка Шеппа не была столь радикальной, как у других адептов фри-джаза.
Шепп рос в Филадельфии в музыкальной семье, отец играл на банджо, мать - исполнительница госпела. Учился играть на фортепиано и кларнете, самостоятельно перешел на альт-саксофон. С 16 лет играл в группах ритм-энд-блюза (вместе с Ли Морганом и Реджи Уоркменом). В колледже Годдарда (1955-57) изучал литературу и театр. Приехав в Нью-Йорк, пытался устроиться актером, но вынужден был зарабатывать, играя в латиноамериканских оркестрах. Сблизился с представителями фри-джаза, в 1960 году вошел в группу Cecil Taylor Unit (альбом The World Of Cecil Taylor), играл с Доном Черри, Биллом Диксоном (квартет 1962-65), Джоном Чикаи, стал одним из основателей группы New York Contemporary Five (альбом In Europe, 1963). Известность пришла после того, как Джон Колтрейн помог Шеппу пробиться на студию Impuls!, и, начиная с 1965 года, он стал популярным, востребованным студийным, а позже и концертным исполнителем.
Его душа в равной мере принадлежала и современному театру, он поставил несколько собственных пьес (одна из них Communist). Его драматургия и фри-джазовая концепция (в его музыкальной палитре причудливо смешивались бибоп, блюз, рок и авангард) были своеобразным протестом против сегрегации. Обращаясь к читателям журнала Down Beat - преимущественно белым, - писал: «Я художник-антифашист, моя музыка выполняет определенную политическую функцию.Я осуждаю смерть, которой вы мне угрожаете, и прославляю жизнь. Музыка может рассказать вам о моей жизни, но вы не очень-то слышите».
С 1969 года постоянно выступал с трубачом Кейлом Масси. С ним же написал пьесу о Билли Холидэй «Леди Дэй: музыкальная трагедия» (1972 год). В этом же году был записан альбом Attica Blues - альбом-протест против жестокого обращения с заключенными в тюрьме Аттики. Эта же тема была затронута в одной из песен Джона Леннона. После 1985 года начал исполнять блюзовые программы (иногда пел). Один из критиков заметил: «Раньше Шепп был исследователем джаза, теперь он директор музея».
Записи: Archie Shepp And The New York Contemporary Five (1963); Four For Train (1964); New Thing At Newport (1965); Live In San Francisco (1966); Yasmina/Poem For Malcolm (1969); Attica Blues (1972); Stream (1976); On Green Dolphin Street (1977); The Long March (1979, с Максом Роучем); Looking At Bird (1981); African Moods (1984); I Know About The Life (1984); Lover Man (1988); In Memory Of First And Last Meeting 1988 (1989); I Didn’t Know About You (1991); Black Ballad (1993); Something To Live For (1997).
Источник: lastfm.ru