Ян Тирсен, уроженец кельтского севера Франции - Бретани, ‘’одинокий моряк’‘, как его прозвали журналисты, настоящий романтик и, возможно, самый популярный на сегодняшний день молодой композитор во Франции. Но это не единственный его талант. Тирсен играет на самых разных инструментах: от детского пианино до карильона и виброфона, дирижирует собственным оркестром и даже поет, делая все искренне и талантливо. Не случайно критика называет Яна Тирсена самым молодым и самым многообещающим композитором Франции.
Последние работы Яна Тирсена - альбом ‘’L’Absente’’ и музыка к фильму известного добряка и романтика Жана-Пьера Жене ‘’Амели’’ еще раз подтвердили его статус молодой звезды и самого нежного композитора последнего десятилетия. Фильм, осмеянный интеллектуальным каннским жюри, стал настоящим европейским хитом и принес уже всеевропейскую славу автору прекрасной и наивной, как детская сказка, музыки. Однако саундтрек к фильму Жене, сделавший имя Тирсена действительно известным за пределами Франции, отнюдь не первая работа композитора для кино. На его счету еще две работы: ‘’Воображаемая жизнь ангелов’’ Эрика Зонка (‘’La vie revee des Anges’’ Eric Zonca) и ‘’Элис и Мартин’’ Андре Тешине ‘’Alice et Martin’’ Andre Techine).
Первые опыты Яна Тирсена, в процессе учебы сменившего не одну музыкальную академию, лежали на стыке классики, электроники и поп музыки. Результатом творческих исканий стал альбом, названный ‘’Вальс чудовищ’’ (‘’La valse de Monstres’‘, 1995 г.). На записи сам Тирсен играл на аккордеоне, скрипке и мелодике и совсем не пугал слушателей монстрами, а наоборот - убаюкивал нежными вальсами. Критики заметили дебют композитора и немедленно окрестили Тирсена новым Нино Рота и Эриком Сати, попутно сравнив с творчеством популярной в то время группы The Penguin Cafe Orchestra.Сам же он говорит, что его музыка это веселый хаос на жестком ‘’каркасе’’ и в то же время интимный дневник, заметки на полях будней, часть его самого.
Второй альбом ‘’Rue de cascades’’ (1996 г.) раскрыл новые грани таланта композитора, однако настоящим триумфом Тирсена можно считать работу 1998 года - ‘’Le Phare’‘, написанную композитором на Родине - в Бретани.
Последний альбом ‘’L’Absente’‘, что можно перевести как ‘’Отсутствующая’‘, намеренно эклектичный - электронное звучание перемежается романтическими струнными частями, фортепьянными пассажами и ‘’озвучивается’’ разными по настроению голосами в том числе и самого Тирсена. Для записи альбома композитор собрал замечательный коллектив музыкантов: Венский симфонический оркестр, известную французскую группу Tetes Raides, вокалистку Лизу Германо (Lisa Germano), Нила Хэннона (Neil Hannon) из английской The Divine Comedy, Доминика А (Dominique A), Sacha Toorop (Zop Hopop), исполнительницу главной роли в фильме Тешине ‘’Воображаемая жизнь ангелов’’ Наташу Ренье, Кристиана Кермале (Christian Quermalet) из группы The Married Monk и других.
Сам Тирсен говорит, что выбирает музыкантов среди друзей или людей близких по духу и в этом он скорее рокер, чем академичный классик. Так, например, непрофессиональный вокал актрисы Наташи Ренье ему дорог именно своей неакадемичностью, создающей доверительную, почти интимную атмосферу и на записи и во время живого концерта. Именно эмоциональный, отчасти чувственный аспект каждого концерта так дорог Тирсену, так как каждое выступление это возможность создать новую, волшебную реальность.
Ян Тьерсе́н (info) (фр. Yann Tiersen; родился 23 июня 1970 года) — французский мультиинструменталист и композитор-минималист. В своих произведениях обычно использует фортепиано и аккордеон. Критики порой сравнивают его с Эриком Сати, Нино Рота и Penguin Cafe Orchestra.
Тьерсен родился в Бресте, в настоящее время проживает в Париже. В юности он получил классическое образование в нескольких музыкальных академиях (Ренн, Нант, Булонь и др.) и позже был участником некоторых рок-групп. До выпуска первого альбома он некоторое время записывал фоновую музыку для театральных постановок и короткометражных фильмов.
Он добился успеха во Франции, когда в 1998 году выпустил свой третий альбом «Le Phare», но не приобрёл большой популярности вне Франции до тех пор, пока не записал музыку для французского фильма «Амели» в 2001 году (для фильма он использовал несколько своих старых сочинений наряду с новыми).
Французские фильмы «La Vie Rêvée des Anges» (1998, режиссёр Эрик Зонка), «Alice et Martin» (1998, Андре Тешине), «Qui Plume la Lune?» (Christine Carriere, 1999) и «Амели» (Жан-Пьер Жене, 2001), а также немецкий фильм «Гуд бай, Ленин!» (2003, Вольфганг Бекер), содержат музыку, написанную Тьерсеном.
Большинство его сочинений — инструментальные пьесы. Вокальные как правило спеты самим Тьерсеном или приглашёнными артистами. Список участвующих в записях Яна Тьерсена растёт от альбома к альбому (подробнее — см. дискографию ниже). Во время написания своего пятого альбома, «L’absente», Тьерсен сотрудничал с Françoiz Breut и Les Têtes Raides в их соответствующих альбомах. Его альбом «Les Retrouvailles» включал вокал Stuart A Staples из Tindersticks и Элизабет Фрейзер, ранее участницы Cocteau Twins; Тьерсен также играл на фортепиано в сольном альбоме Staples «Lucky Dog Recordings 03-04».
Его живые выступления очень сильно отличаются друг от друга. Иногда в его выступлениях принимает участие оркестр и множество приглашённых участников. Также он предлагает вниманию более частые минималистичные сессии, обычно аккомпанируемые только ударником или басистом и гитаристом, сам Тьерсен делает плавные переходы между фортепиано, аккордеоном и скрипками в более лёгких опусах, и электрогитарой в более тяжёлых.
Ян Тьерсен принимает помощь Dominique A в своих турах всякий раз, когда последняя не занята своими жизненными заботами или записями.
Источник: lastfm.ru