Аманда Лир (Amanda Lear) родилась в Гон-Конге в 1946 году, её отец был полуангличанином-полуфранцузом, мать - полурусская-полуиндокитайка. Своё детство Аманда провела на юге Франции и в Швейцарии и к 18-ти годам знала уже пять языков (английский, французский, немецкий, испанский и итальянский). С 16-ти лет училась живописи в Париже, потом поступила в знаменитую Школу Святого Мартина в Лондоне. Там она стала подружкой Брайана Джонса из рок-группы «Rolling Stones». Вскоре на её яркую евроазиатскую внешность обратила внимание Катерина Харль, глава самого знаменитого европейского модельного агентства, и в 1965 Аманда вернулась в Париж и начала работать в фирмах Paco Rabanne и Yves St Laurent. Вскоре она встречает испанского художника-авангардиста Сальвадора Дали, который пожелал иметь её в качестве модели, и она оставалась его музой и близкой подругой более 15-ти лет.
В 1973 году на взлёте её карьеры её давний поклонник Bryan Ferry попросил её позировать для обложки одного из своих дисков, и та обложка стала знаменитее самих записей. Дэвид Боуи, тогдашний лидер британской рок-музыки, влюбился в неё, и они были вместе около года. Он хотел, чтобы она спела, и она поучаствовала в его композиции «Midnight special» (1974). А в 1975 году Аманда выпускает свой первый сингл на известном британском лейбле Creole Records. «A» сторона сингла содержала кавер-версию песни «Trouble» Элвиса Пресли. А на стороне «B» была танцевальная композиция, лирику к которой написала сама Аманда, а музыку - La Bionda, будущий известный продьюсер диско-групп «One for you» и «Vamos a la playa». Сингл получил шумный успех именно в диско-категории, хотя заголовок его не имел ничего общего с диско. Немецкий продьюсер Anthony Monn из Мюнхена с лейбла Ariola тут же предложил Аманде написать для неё настоящий диско-сингл. Лирика опять была написана самой Амандой. Вышедший в 1976 под Рождество сингл возглавил диско-чарт и был №12 в чарте продаж и №4 в итальянском хит-параде. В итоге фирма Ariola подписала с Амандой контракт на 7 лет и 6 альбомов за астрономическую сумму. Так уж вышло, что Аманда думала стать рок-певицей, но именно диско подарило ей огромное богатство.
Первый же её альбом «I Am A Photograph» 33 недели висел в германских чартах и подарил публике два мега-хита «Tomorrow» и «Queen of Chinatown», ставший №1 и золотым в Японии. Но три страны (Британия, США и Франция) тогда вообще не заметили новоявленную певицу. Впрочем, ненадолго: её следующий сингл «Follow Me» со второго альбома «Sweet Revenge» вызвал вспышку популярности Аманды по всей континентальной Европе, включая Францию. В сентябре 1978 она дала концерт в Париже для 5000 чел внутри и 15000 снаружи королевского дворца. Альбом был продан в количестве 4 млн копий и побывал в чартах 41-й страны, в том числе даже Чили, ЮАР, Индии и Тайланда, где оставался №1 в течение 16-ти недель. Композиции «Gold», «Run Baby Run» и «Enigma» также вышли как синглы. Но в США записи Лир по-прежнему продавались плохо, несмотря на шумную промоутерную компанию.
Третий альбом Аманды «Never Trust A Pretty Face» вышел в марте 1979 и затмил предыдущие качеством своей аранжировки. Лучшими хитами стали «Fashion Pack» и «The Sphinx». Большинство фанатов Лир до сих пор считают этот альбом лучшим в её творчестве. В тот год Аманда стала по всей Европе «инкарнацией» диско и без устали колесила по разным странам. В апреле того же года она вышла замуж за французского продьюсера Alain Philippe Malagnac, сына известного писателя-гея Roger Peyrefitte. В 1980 её четвёртый альбом «Diamonds for breakfast» открыл перед ней двери на скандинавские рынки, где Аманда немедленно стала огромной звездой. Два хита, вышедшие как синглы, - «Fabulous» и «Diamonds» - помогли ей в этом, хотя в других странах в хит-парады попали композиции «When» и «Japan». Альбом был только №43 в Германии и лучше всего продавался в Скандинавии (№4) и Италии. Чувствовалось, что продьюсерская формула Monn’а устаревает. Аманда снова турила по Европе от Греции до Финляндии, а в Италии этот альбом был выпущен с тремя песнями на итальянском.
В 1981, после того, как Лир продала 15 млн. копий синглов и 8 млн. копий альбомов, она захотела вернуться к своей первой любви - «рок»-музыке, и даже сделала в Лондоне пробную запись с продьюсером Trevor Horn, работавшим ранее с Тиной Тёрнер. В том же году она вернулась к выставкам своих картин и давала по 2-4 выставки в год. в основном в Европе. Некоторые её картины покупались за 10000 долларов! В то же время вышел и очередной её диско-альбом «Incognito» на Ariola. В испанской версии его были три песни на испанском, которые стали крупными хитами в Южной Америке, но обычная версия провалилась в Европе. В 1982 году вышел её последний сингл с Monn’ом «Fever», и её контракт с лейблом Ariola был расторгнут. Однако неожиданно этот сингл стал крупным хитом в Южной Америке, и Лир поспешно отправилась в тур по южноамериканским странам, а потом дала концерт в США в Нью-Йорке. Только в одной Италии не вышла эта запись. Тогда Аманда записывает сингл «Incredibly Woman» по всем итальянским традициям, и он становится в итальянским хитом. В том же 1982 году Аманда Лир совершила тур по странам Восточной Европы где также стала крупной звездой (в СССР её имя почиталось наравне с именами Barbra Streisand и «Pink Floyd»). А Anthony Monn вскоре после разрыва с Амандой начал продьюсировать новую восходящую «диско»-звезду «Fancy».
Неожиданно итальянский телемагнат Берлускони предложил ей вести варьете-шоу на его канале, и она 4 года оставалась телезвездой. Её карьера как певицы была затменена её теле-популярностью в Италии, а затем и в Германии и Франции. Её шестой альбом «Tam Tam» (1983), который продьюсировался уже в Италии, провалился везде, где было можно. В 1984 году Аманда также работала с Warner над композицией для видео Bolognini «Assassino». В 1985 снова вернулась на диско-площадки с записью «No credit card» в стиле Hi-NRG продюсера Merack, которая стала большим диско-хитом, особенно у геев.
В 1987 году Аманда выпустила альбом » Secret Passion» с американским продьюсером Christian de Walden с лейбла Carrere Records. Несчастный случай на автомобиле в том же году привёл её на больничную койку, где она написала роман «The Immortal», опубликованный во Франции. В 1988 Лир записывалась с итальянской рок-группой «СССР» и участвовала в фестивале итальянской песни в Сан-Ремо. В 1989 и 1990годах она записала удачные альбомы на итальянском и французском языках и начала новое ТВ и радио-шоу в этих странах. В 1991 году лейбл Ariola выпустил ремикс её песен «Follow Me» и «Gold». В том же году Аманда начала принимать участие в самом популярном французском телешоу «The Big Heads» (разговорное шоу с маленькими играми и шутками), а затем стала ведущей знаменитого секс-шоу «Beware of the Blondes»/»PEEP» (в Германии), которое по воскресным вечерам смотрело около 50% телезрителей. В 1993 она записала «Cadavrexquis» - альбом, с которого начался её возврат к танцевальной музыке. Сингл «Fantasy», спродьюсированный немецкими «Bass Bumpers» стал крупным хитом и напоминал её прежние лучшие работы. В 1995 она записала в Мюнхене впервые за последние 12 лет альбом «ALTER EGO» на танцевальном лейбле ZYX. А в июне 1995 она участвовала в объединённом диско-концерте в Париже вместе с «Boney’M», Grace Jones and Gloria Gaynor.
Кому сейчас не известны такие её знаменитые песни как «Fashion pack», «Blood and honey» и «Sphinx»?! Однако, собираясь впервые послушать Аманду Лир, не забудьте принять во внимание, что она - обладательница самого низкого голоса среди всех эстрадных певиц. Иначе её голос и манера пения, похожая на потустороннее бормотание, может вас шокировать не меньше, чем всё остальное в Аманде Лир…
Позировала для самого Сальвадора Дали. Была девушкой самого Дэвида Боуи. А ещё пела, причём тексты для всех своих песен писала собственноручно.
Дискография:
1977 - I am a photograph
1978 - Sweet revenge
1979 - Never trust a pretty face
1980 - Diamonds for breakfast
1981 - Incognito
1983 - Tam-tam
1987 - Secret passion
1989 - Uomini piu uomini
1990 - Tant qu’il y aura des hommes
1993 - Cadavrexquis
1995 - Alter ego
1998 - Back in your arms
Источник: lastfm.ru