Алексис Корнер
Alexis Korner
( 19.04.1928 года - 01.01.1984 года )
(great_britain)
Без Алексиса Корнера вероятно возможно представить британскую блюзовую сцену в начале 1960-х, но сделать это довольно-таки непросто. Если даже не слушать его записи, достаточно того, что он помог выйти в люди «Rolling Stones», сберег ранний талант Эрика Клэптона и сделал все возможное, чтобы люди, подобные Джону Мэйоллу, нашли свою аудиторию.
Сын немецкого офицера-кавалериста и полугречанки, получу-турчанки. Алексис Корнер провел первые десять лет своей жизни во Франции, Швейцарии и Северной Африке, и приехал в Лондон в мае 1940 с наступлением второй мировой войны. Еще в пятилетнем возрасте он начинает изучать музыкальную теорию и играть на фортепиано. Пока шла война с немцами Корнер погружался в американский блюз. Одним из самых ярких его воспоминаний подростковых лет стало прослушивание записи блюзмена и исполнителя буги-вуги Jimmy Yancey во время немецкого воздушного налета. «После этого» -говорил он в интервью -«все чего я хотел - это играть блюз».
После войны Корнер начинает играть на фортепиано, а затем и на гитаре, и в 1947 году он пробует играть электрический блюз, но ему не нравится звук той аппаратуры, которая тогда была в ходу, и он возвращается к акустическому стилю. В 1947-1948 годах его призывают в армию, где он попадает в состав оккупационных английских войск в Западной Германии, где играет время от времени на гитаре с гамбургскими джазменами. Таким образом к концу 40-х годов Корнер знакомится с различными музыкальными стилями, не ограничивая себя (надо сказать, что эту широту взглядов и интересов он сохранит всю жизнь, записываясь с самыми различными музыкантами).
В 1949 году он знакомится с джазменом Крисом Барбером и присоединяется к его коллективу «Chris Barber’s Jazz Band». Здесь он некоторое время играет даже с Лонни Донеганом, а также пробует свои силы в исполнении на губной гармонике (о чем вспоминал со смехом). В 1952 году приходит в значительно большую по составу «Ken Colyer Jazz Group», с которой объединился бэнд Барбера. Примерно в то же самое время знакомится ближе с акустическим кантри-блюзом, таким как Блайнд Вилли Джонсон, Скреппер Блэкуэлл и Лерой Карр. Среди тех, кто встретился ему на пути в течение этого времени был гитарист и гармошечник Сайрил Дэвис. Они вдвоем сочли, что их интересы в области американского блюза совершенно совпадают, и в 1954 году они начинают выступать в джазовых клубах как электрический блюзовый дуэт (видимо вдохновленные на это Сонни Терри и Брауни МакГи). В 1955 году в Великобританию приезжает с визитом Биг Билл Брунзи - он был первым американским блюзменом, посетившим Англию. Несмотря на то, что он являлся представителем чикагского блюза, на этих гастролях он выступал с акустической гитарой, в основном исполняя так называемые песни протеста.
Корнер и Дэвис основывают «London Blues and Barrelhouse Club», где кроме собственных выступлений, Корнер и Дэвис предоставляют место американским блюзменам: Сонни Терри, Брауни МаГи, Биг Билл Брунзи и другим. Основная цель для них на тот момент - подговить аудиторию Британии к восприятию практически незнакомой ей музыки, которая зачастую игнорировалась и в Америке. Концерты тем не менее проходили только в один день и по ночам. Значительного успеха они не достигли и вернулись к Барберу. Теперь они выступают с собственной блюзовой программой, в которой Дэвиса и Корнера сопровождала вокалистка Отилия Паттерсон.
В 1958 году с Барбером гастролирует мощнейший исполнитель блюзов Мадди Уотерс, вызвавший гораздо больший отклик, подчас противоречивый, у музыкантов и особенно у любителей кантри-блюза. На их ожидания песен протеста и кантри-блюза Уотерс отвечал звуком усиленной слайд-гитары, а ездивший с ним Отисс Спанн непривычно громким и агрессивным сопровождением на фортепиано. Многие любители джаза были шокированы таким исполнением, но в то же время блюз приобрел тысячи новых преданных фанов.
Выступления пользуются популярностью и в 1961 году дуэт решает вновь отделиться и основать собственный ансамбль, ставший впоследствии легендарным - Blues Incorрorated. Музыка, исполняемая электрическими составами, встречала сопротивление в английских клубах, где традиционно главенствовал традиционный джаз, и музыка Корнера и Дэвиса не приветствовалась, как явная угроза трэду. Им приходится открыть свой собственный клуб Еarling Rhythm & Blues Сlub, находящийся в сыром подвале чайной. На первом представлении, состоявшемся 17 марта 1962 года группа выступила в составе: Корнер (гитара, вокал), Дэвис (гармоника, вокал), Кит Скотт (фортепиано), Эдди Хугенбум (бас), Чарли Уоттс (барабаны), Арт Вуд (вокал). В этом клубе с удовольствием выступали практически все музыканты, приезжавшие в Великобритании на гастроли и по приглашению Корнера и Дэвиса, такие как Мадди Уотерс, Мемфис Слим, Биг Билл Брунзи, Джон Ли Хукер, дуэт Сонни и Броуни и другие.
На тот момент Blues Inc. была возможно первой белой группой, исполняющей электрический блюз, и стремилась доказать, что отнюдь не только подражает своим американским кумирам. Они стремились создать новые музыкальные гибридные формы, завоевывая репутацию весьма оригинального коллектива. Blues Inc. играли все: от композиций Чарли Мингуса до чистого рока, включая фри-джаз, индийскую и африканскую музыку.
Корнер (гитара, вокал), Дэвис (гармоника, вокал), Кен Скотт (фортепиано) и Дик Хексталл-Смит (саксофон) образовали ядро команды с попеременно играющими ударниками Чарли Уоттсом или Грэхемом Барбриджем, басистами Спайком Хитли или Джеком Брюсом, и несколькими меняющимися вокалистами, в том числе: Лонг Джон Боулдри, Ронни Джонс и Арт Вуд (старший брат Рона Вуда). Их выступления посещают многие молодые люди-любители блюза, среди которых были Мик Джаггер, Кейт Ричардз и Брайан Джонс (приглашавшийся Корнером в группу на постоянной основе, но не принявший приглашение), все они некоторое время принимали участие в выступлениях, среди других были Йен Стюарт, Стив Мэрриот, Пол Джонс и Манфред Манн.
Под руководством Корнера, гитариста и лидера группы, стали известными также такие вокалисты, как Эрик Бердон, Пол Джонс, первоклассные исполнители Грэм Бонд, Ли Джексон, Фил Симен, Хью Флинт, Джон Маклафлин, Джон Сермэн, Дэви Грэхем, Джон Ренбоурн, Мик Абрахамс и многие другие. Всех их Корнер и Дэвис буквально заражали верой в блюз и ритм-энд-блюз. Появилось даже понятие «школы блюза Корнера», которая впоследствии в определенном смысле противостояла не менее мощной «школе Джона Мейолла».
В мае 1962 года «Blues Incorporated» становится домашней группой лондонского «Marquee Club», где толпы почитателей становятся еще больше и восторженней. Джон Мэйолл позже благодарил «Blues Incorporated» как давшую ему вдохновение, чтобы организовать свою группу «Bluesbreakers».
The Ealing Club- 1962, L-R: Dave Stevens, Dick Heckstall-Smith,
Alexis Korner, Jack Bruce, Mick Jagger, Cyril Davies
Классическим и возможно наиболее творческим из составов начала шестидесятых является следующий: Корнер (гитара, вокал), Сайрил Дэвис (вокал, гармоника), Дик Хекстолл-Смит (саксофон), Джинджер Бейкер (ударные), Джек Брюс (контрабас), Джонни Паркер (фортепиано, орган). Увы, записаться в таком составе не удалось, а незначительное количество концертных записей вышло гораздо позже на различных компиляциях.
Продюсеры фирм звукозаписи стали обращать на группу внимание, и в июне 1962 года продюсер Джек Гуд записал концертное выступление ансамбля. Получившаяся запись, R&B from the Marquee, первый полноценный альбом, записанный британской блюзовой командой, был выпущен в ноябре 1962. Альбом в основном состоял из американских стандартов, в особенности номеров Уилли Диксона, но содержал и несколько оригинальных произведений. Фактически в то же самое время когда дебютный альбом «Blues Inc.» достиг прилавков магазинов, Сайрил Дэвис уходит из группы, несогласный с решением Корнера усилить духовую секцию.
Незадолго до ухода Дэвиса, в коллектив пришел талантливый органист и альт-саксофонист Грэм Бонд, усиливший духовую секцию и джазовую составляющую и резонно вызвавший недовольство Дэвиса, который стремился к своей собственной интерпретации чигагского блюза. Через некоторое время Бонд также организует собственный коллектив, увожя Брюса, Бейкера и Хексталл- Смита.
Корнер никогда не старался сделать коммерческих записей и поэтому, как очевидно из вышеприведенного перечисления имен, добился гораздо меньшей известности, чем его ученики. Интересно, что два альбома из первых трех были концертными, что отражало стремление музыкантов отразить атмосферу концерта с его импровизациями и общим вдохновением. А ритм-энд-блюзовый бум, собственно, был стимулирован такими ансамблями, как Rolling Stones, Yardbirds, Animals, Pretty Things, Cream, группы Манфреда Манна, Fleetwood Mac, Faces, которые уровнем успеха далеко обошли Корнера.
Корнер работает далее, но к 1963 году назревает бум британского рока, и волна последовавших блюз-роковых команд не оставила ему никаких шансов достичь коммерческого успеха. Его более традиционный блюз был посажен на мель в коммерческой гавани успеха, хотя еще были постоянные записи и выступления, но не было хитов с чартах, и не было признания. Пока его бывшие воспитанники Rolling Stones и Cream занимали первые страницы музыкальных журналов во всем мире, Корнер оставался на посвященных блюзу страницах английских музыкальных газет, и хотя ему еще не было 40, оставался в роли отца-основателя.
Последний состав Blues Inc. распадается в 1967 году.
В середине 60х годов Корнер озадачил своих поклонников отказом от активной концертной деятельности и вместе с басистом Дэнни Томпсоном и ударником Терри Коксом (позже оба в группе Рentangle) начал работать в детских телевизионных передачах. Спустя годы Корнера показывает «Five O’Clock Club’, тинейджерском телевизионном шоу, человека который привил целому поколению британской молодежи интерес к американскому блюзу и джазу. Он также писал о блюзе для музыкальных изданий, и часто ругал кричащий, психоделический и коммерческий блюз-рок конца 1960-х за его пристрастие к удлиненным соло-партиям и его упертости на чикагском блюзе.
Он возобновил концерты в 1967 году с группой Free At Last, в состав которой входили известные музыканты Хью Флинт на ударных, Клифф Бартон на басу, а немного позже заменивший его Бинки МакКензи. Исполняемая музыка представляла интересный синтез джаза и блюза, свойственный для Корнера. Ансамбль этот просуществовал недолго, и остаток 1967 года, а также весь следующий год Корнер работает в паре сначала с Виктором Броксом (вокальная партия в рок-опере «Иисус-Христос - суперзвезда»), а затем с Робертом Плантом, с которым по слухам записал даже незаконченный альбом в начале 1968 года.
Выступления Корнера не собирали толп в Англии, но он всегда мог играть в больших залах в Европе, особенно в Скандинавии, и здесь всегда были новые записи Корнера. Именно в туре по Скандинавии, он впервые встречается с вокалистом Питером Торупом.
Тогда же он выступает с датским блюзовым ансамблем Beefeaters. В 1969 году сформировал группу New Сhurch, в которой разделил вокальные функции с Торупом и своей дочерью Сафо, а среди музыкантов сопровождения был басист Колин Ходжкинсон, позже прославившийся в ансамбле Вack Door. После ухода из Rolling Stones, Брайан Джонс захотел присоединиться к New Church (по другим источникам Корнера попросил позаботиться о Джонсе Мик Джаггер), Корнер, тем не менее, отвергнул идею, потому что не хотел, чтобы его новая группа упоминалась в любой праздной дискуссии. Популярные на континенте, New Сhurch единственное запоминающееся для английской аудитории выступление совершили на концерте в Гайд-парке в 1969 году, поддерживая Rolling Stones. После распада New Church в конце 1970 года Корнер продолжил совместную работу с Торупом, а затем этот тандем связался с продюсером Мики Мостом и композитором/коммерсантом Джоном Камероном и создал студийный биг-банд CCS (Collective Consciousness Society). Тогда же эта группа отметилась в английских списках с версией гимна Whole Lotta Love группы Led Zeррelin - позже эта песня была использована как музыкальная тема для телепередачи БиБиСи Тор of the Рoрs. Внезапно, в возрасте 42 лет, Корнер попал в списки, пожиная свой первый коммерческий успех. Следующие синглы ансамбля Walking и Тар Turns On the Water (оба в 1971 году) были даже еще успешнее, но вскоре проект исчерпал себя и распался. Свое первое американское турне Корнер совершил лишь весной 1972 года со своей очередной группой Snaрe (с Торупом и бывшими членами ансамбля King Crimson Мелом Коллинзом, Иэном Уоллесом и Бозом Барреллом). Ансамбль помогал Корнеру в записи альбома Accidentally Born in New Orleans, но после нескольких месяцев совместной работы распался.
Корнер выпускает Bootleg Him, ретроспективную коллекцию из кассет его собственной коллекции, включая записи с Робертом Плантом, Миком Джаггером и Чарли Уоттсом. Корнер играл на «суперсейшн» альбоме Би Би Кинга в Лондоне. Когда Мик Тейлор ушел из Rolling Stones в 1975, Корнер (также как и Джефф Бэк, Питер Фрэмптон, Уэйн Перкинз, Харви Мэндел и Рори Галлахер) рассматривался как возможная замена, но в конечном счете нашелся Рон Вуд. Во второй половине 70-х Корнер работал не столь активно как в 60-х, хотя регулярно в качестве сейшнмена участвовал в записях самых разных групп и исполнителей, в том числе The Who, Free, Atomic Rooster и Steeleye Sрan. Его собственные диски Get off of My Cloud и I’m Tired of Being in Everyone Else’s Review сделаны с участием почти всех его знаменитых учеников. Но сам он на современную музыкальную сцену влияния почти не оказывал. В 1978 на 50-й день рождения Корнера состоялся концерт всех «звезд», в котором участвовали Эрик Клэптон, Пол Джонс, Крис Фарлоу и Зут Мани, концерт был позже выпущен на видео.
Специфический голос Корнера, напоминающий медвежий рев, помог ему попасть на коммерческое телевидение, где он вел программы «Угол Корнера», «Катится блюз» и «Вездесущий блюз» - и повысившиеся доходы гарантировали независимость его музыкальной философии от материальных причин.
Признанный международной критикой за свой богатый интонациями голос и уверенную гитарную технику, Корнер, тем не менее, к своим возможностям относился довольно самокритично: «Мне не нравятся собственные записи. Я не могу передать голосом и инструментом то, что звучит у меня в голове. Петь и играть - для меня лишь источник постоянного удовольствия».
В 1981, Корнер сформировал последнюю и величайшую «супергруппу» в своей карьере, Rocket 88, включившую его на гитаре, Джека Брюса на басу, Йена Стюарта на фортепиано, и Чарли Уоттса на ударных, также с тромбонами и саксофонами, и одним или двумя приглашенными клавишниками. Они сделали тур по Европе и записали несколько выступлений, лучшие отрывки которых были включены в одноименный альбом, выпущенный Atlantic Records. В отличие от многих записей блюз-рокового фьюжна с которыми ассоциировался Корнер, на Rocket 88 блюз замешан с буги-вуги джазом, репертуар группы в основном состоял из композиций, написанных W.C.Handy и Pete Johnson.
После удачного выступления на Кембриджском фолк-фестивале в начале 1980-х, ходили слухи, что он собирался заниматься музыкой больше, но именно в это время его здоровье ухудшилось. Заядлый курильщик, которым он был всю жизнь, Корнер умер от рака легкого в начале 1984 года.
В дополнение ко всему, Корнер сыграл важную роль в открытии и становлении группы Free.
Корнер умер в конце 1983 года.
Источник: lastfm.ru