Алан Стивелл (Alan Stivell) родился в 6 января 1946, в городке Риом в Оверни, куда его родители эмигрировали из Бретани во время второй мировой войны. Вскоре после его рождения, вся семья переселяется в Париж. Отец Алана, Йорд Кошевелу (Jord Cochevelou), был необычным человеком. Простой служащий министерства финансов, он все свободное время посвящал, тому, что считал делом всей своей жизни - реконструкции и воссозданию кельтской арфы в Бретани, откуда этот благородный инструмент к тому времени исчез. Энтузиазм Йорда принес свои плоды - после нескольких лет упорного труда он собрал свою первую арфу. «Когда мой отец натянул первую струну, я был заворожен ее звуком» - вспоминает Алан Стивелл. Таким образом, с раннего детства, Алан соприкоснулся с инструментом, которому он посвятит свою жизнь. Уже в возрасте восьми лет, он начинает небольшие выступления на публике, а его отец, в это же время, изыскивает средства, для выпуска арф. Начало было положено!
С возрастом, Алан расширяет свой кругозор, начинает интересоваться гэльской музыкой. Он овладевает искусством игры на шотландской волынке в Глазго, затем, в Париже, принимает участие в багад Блэймор (багад - это аналог шотландского пайп-бэнда, бретонский волыночный оркестр).
Эти события пришлись на начало 60-х годов - революционное время для музыки. «В моей голове витали мысли о бретонском фолк-роке». Алан записывает несколько сорокопяток и LP - «Telenn Geltiek». Он знакомится с музыкантами группы Moody Blues, которые предлагают ему первое отделение в своем концерте. Итак, в 1968, Алан Стивелл прибывает в Лондон, что бы выступить в концертном зале Куин Элизабет Холл.
Выступление в концертном зале «Олимпия» не зря окрестили «кельтским Вудстоком»: этот эпитет весьма наглядно передает атмосферу, царившую 28 февраля 1972, на главной концертной площадке Франции. Молодежь, съехавшаяся из различных уголков Европы, в том числе из Ирландии, Уэльса, Шотландии и, естественно, Бретани, танцевала по всему залу, бурно поддерживая своих ровесников, которые исполняли музыку стран кельтского мира под аккомпанемент инструментов присущих как рок, так и фолк музыке. «В 70-х, «Олимпия» имела еще более авторитетное значение, чем сегодня. Играть там, было коронацией. Репертуар, который мы представили, был бретонским, ирландским и шотландским, и дополнялся несколькими моими композициями. Но так как большинство вещей были бретонскими традиционными мелодиями, аранжированными на новый лад, бретонцы могли считать, что они были сами на сцене «Олимпии». Тогда было ощущение завоевания Парижа, Франции. И это было не с оружием в руках, но с арфой, что было даже круче!» - вспоминает Алан Стивелл.
Этот концерт транслировался музыкальным отделением радиостанции «Европа I». В Бретани тысячи людей собирались в барах и кафе, что бы вместе послушать выступление своего соотечественника. Концерт был записан и издан под названием: «Olympia Concert». В Европе было продано полтора миллиона экземпляров этого альбома. Он остается абсолютным бестселлером среди кельтской музыки. Впрочем, главная его заслуга не в этом, а в том, что именно этот концерт поднял волну кельтомании которая обрушилась на Европу и Америку в 60-70 годы нашего столетия.
Итак, дальше. Стивелл начинает активные гастроли по всему миру, не прекращая при этом студийной работы. До конца 70-х, он выпускает несколько альбомов (по одному в год!), в которых придерживается двух основных направлений: «чистый» бретонский фолк (E Langonned) и фолк-рок (Chemins de Terre). Однако в 1980, следует очередная крупная веха в творчестве музыканта, ознаменовавшая резкий поворот в его звучании: Simphonie celtique (Tir Na Nog). Действительно, на этом альбоме уже нет привычной последовательности песен, музыка идет практически непрерывным валом, а в звуковой палитре присутствуют несколько хоров и инструменты присущие симфонической, народной и рок-музыке. Причем на этот раз Стивелл использует народные инструменты не только кельтские или, как он уже делал, индийские, но и инструменты других стран и континентов. Характерна концептуальная сторона диска - единство народных культур планеты Земля и отрицание примата этнического большинства над меньшинством. Вообще, эти две темы прослеживаются во всем творчестве Стивелла, идеи, так сказать, провозвестники будущей концепции world-music.
В 1993, Алан выпускает альбом «Again», где звучат новые версии его старых «боевиков»: «Tri martolod», «Suite sudarmoricaine», «Ian Morrisson reel» и т.д. В записи этого альбома ему помогали Кейт Буш и Шейн Макгован.
К концу 90-х, в творчестве музыканта все более четко прослеживается склонность к world-music. В 1998, выходит альбом «I Douar» (Одна Земля), который закрепляет за музыкантом репутацию одного из основателей и лидеров этого жанра. Некоторые любители ортодоксального фолка, критикуют Стивелла за «отход от чистого народного звучания». Это вопрос отдельного исследования и Вы вправе сами им заняться. Слушайте, вникайте, делайте выводы…
Источник: lastfm.ru