Эл Купер (р. 5 февраля 1944, Нью-Йорк) является одним из значимых музыкантов прошлого столетия. По исследованиям журнала «Rolling stone» среди 500 альбомов всех времен и народов двенадцать сделаны при солидном участии Купера. Музыка его окружала с детства, и Эл слушал госпел, ритм-энд-блюз, соул. Однажды он сел за пианино и без всякой подготовки начал играть популярные вещи начала 50-х. Затем в его жизнь пришел рок-н-ролл, и уже в 15 лет Эл стал гитаристом подростковой команды «Royal Teens». Группа выдала пару значительных хитов («Short shorts», «Believe me»), после чего продюсеры стали наперебой приглашать его в другие тинэйджерские бэнды.
Эл вплотную занялся сессионной работой, а по ходу дела осваивал навыки звукоинженера. Немного погодя Купер попробовал себя еще и в сочинении песен. Одна из первых его вещей, «This diamond ring», написанная в соавторстве с Бобом Брассом и Ирвином Левином, стала хитом в исполнении «Gary Lewis and The Playboys». Как-то раз Эл был приглашен посмотреть на сессии Боба Дилана, но чистого просмотра не получилось, и уже через несколько часов Купер наяривал на органе «Like a rolling stone».
Кстати, на этих сессиях Эл познакомился с блюзовым гитаристом Майком Блумфилдом, с которым у него сложилось продолжительное партнерство. С самим Диланом Купер также поддерживал отношения, работал с ним в студии и на сцене, а также выступил продюсером пластинки «New morning». С 1965 по 1967 год Эл был участником сильной блюзовой команды «The Blues Project», с которой записал три альбома. Затем Купер задумал разбавить ритм-энд-блюз духовыми инструментами и основал проект «Blood, sweat and tears». Выпустив с «BST» всего одну пластинку, Эл ушел работать на «Columbia records». Последовали его совместные записи с Шаги Отисом, Майком Блумфилдом, а затем состоялся и сольный дебют Купера, «I stand alone».
Между тем музыкант продолжал работать сессионщиком, и его клавиши можно было услышать у «Rolling stones», Джими Хендрикса, «Who» и многих других. В 1972-м Эл перебрался в Атланту, где, основав свой лейбл «Sounds of the South», взялся продюсировать первые альбомы «Lynyrd Skynyrd». Среди других его подопечных периода 70-х годов числились «The Tubes», Би Би Кинг, Нильс Лофгрен и множество прочих исполнителей.
Отметившись на альбоме Харрисона «Somewhere in England», Купер вновь гастролировал с Диланом, а потом реанимировал «Blues project» и после шестилетнего перерыва выпустил очередной сольник, «Championship wrestling». Также в 80-х Эл работал на «PolyGram records», сотрудничал с Томом Петти, Джо Уолшем и занимался созданием саундтреков. К концу десятилетия Купер решил немного отдохнуть от музыкального бизнеса. Как раз в это время «Beastie boys» засэмплировали его песню «Flute thing» и благодаря этому распродали свой альбом тиражом в 5000000 копий. Тут же за дело взялись другие деятели от хип-хопа, и вскоре Купер стал одним из самых «сэмплированных» исполнителей.
Сам же артист вернулся на сцену в начале 90-х. Помимо всяких сессионно-продюсерских дел Эл нашел время и для записи сольной пластинки. По просьбе лейбла «MusicMasters» альбом «Rekooperation» был сделан полностью инструментальным. В 1997-м Купер переехал в Бостон, где занялся преподавательской деятельностью. Однако со временем это неблагоприятно отразилось на здоровье музыканта (в частности у него сильно ухудшилось зрение), и занятия пришлось прервать. Немного подлечившись, неугомонный Эл вновь вернулся на сцену, а в 2005 году подарил миру новый диск, «Black coffee».
Источник: lastfm.ru