сообщить об ошибке
Радио Рекомендации

Биография гр.об

ПрофильПрофиль

БиографияБиография

Фото (1)Фото (1)

Клипы (0)Клипы (0)

Дискография (0)Дискография (0)

Концерты (0)Концерты (0)

В блогах (0)В блогах (0)

Похожие (25)Похожие (25)




Биография группы Гражданская Оборона

Введение

Все, что движется, не движется, работает, поедает, поедается, - одним словом, живет на нашей планете, - все подчиняется цикличности. Также и жизнь человека - это безусловно смена циклов, постоянные фазы подъема, спа-да, стабилизации и стагнации. Не стоит претендовать на авторство этой мыс-ли, не стоит копаться по справочникам и выискивать: в каком году Кондратьев разработал то же самое. Стоит обратиться к народной мудрости: "Жизнь - шту-ка полосатая: полоса белая - полоса черная" - эту поговорку все знают. А к чему это, собственно, я? А к тому, что каждый период жизни чело-века и общества связан с определенными характерными чертами. Не верите? По-жалуйста: первобытное общество - родовая община - соседская община - союз племен - государство рабовладельческое - феодализм - сословно-представительная монархия - абсолютизм - империализм - капитализм - социа-лизм - коммунизм. Каково? А вот еще пример: титька - погремушка - мишка - книжка - автомат - девочка из соседнего подъезда - пиво - презерватив - стипендия - жена - дети - титька - женщина из соседнего заведения - жена - пенсия.
А если вернуться на n лет назад и вспомнить о чем вы думали, о чем мечтали, как видели мир... И как потом все изменилось...
Так и с музыкой: были лиры и арфы, были гусельники, были камерные оркестры и барды, были джаз-бэнды, и все это творилось до тех пор, пока видный советский ученый Л.Термен не изобрел чудный инструмент - терменвокс. Он представлял из себя длинную антенну, которая реагировала на приближение или удаление от нее руки. Эх, видели бы вы, какие чарующие пассажи вокруг него выписывали мастера этого инструмента - просто танцы руками, посредст-вом которых извлекались практически соловьиные трели небесной красоты. Та-ких людей и инструментов сейчас почти не осталось. Однако, это был первый инструмент, в котором использовалось электри-чество. Впоследствии эта идея так увлекла изобретателей, что были разрабо-таны другие электрические инструменты - виолен, эмиритон, траутониум. И в начале 30-х годов добрались и до гитары. Не спешите хлопать руками и ушами. Еще не были изобретены ни BLACK SABBATH, ни "distortion", ни SEX PISTOLS. И поначалу электрогитары исполь-зовались в оркестре в качестве аккомпанемента, просто теперь более громко-го. Однако вскоре обнаружилось, что, оказывается, звукосниматель - чрезвы-чайно полезная штука! Он не просто передает звук на усилитель - по пути сигнал можно чертовски преобразовать. Вот тут-то и началась настоящая исто-рия электрогитары и рок-музыки вообще...
Общество тоже не стояло на месте - сороковые годы пронеслись по всему миру тяжелой войной, пятидесятые отозвались течением "борьбы за мир", шес-тидесятые вынесли на своих плечах все "травяные" страшные психоделичные по-мыслы "детей цветов", семидесятые отметились панком... Если окунуться поглубже в Лету, то можно заметить, что между каждым десятилетием есть четкие связи. Люди натерпевшись всякого в войне не поже-лали еще раз выносить подобное и пришли к умозаключению - "Peace, Love, Un-derstanding, Respect". А в мире и согласии можно жить как в раю. Райская жизнь - это вседозволенность, это вечный эксперимент. Кое-кто понял слово "эксперимент" буквально и начал поиски вечного метафизического смысла. В этом ему и примкнувшим помогли "травка", LSD, и прочие "помощники". Парал-лельно с этим происходил и творческий процесс: изобретались новые ходы, но-вый "саунд", разработаны нивы хард-рока и гаражной музыки. На смену одурев-шим от счастья мирным шестидесятым приходила эпоха энергии и протеста...
Если основательно проследить корни нового движения, то можно обнару-жить, что все уходят еще дальше - в начало шестидесятых, когда американские андеграундные группы, играющие так называемый "гаражный рок", попытались дать отпор "британскому вторжению". Они играли динамичную агрессивную музы-ку во многом совпадающую с канонами панка, но это явление было незначитель-ным и носило любительский характер, а посему осталось незамеченным, и мы преследуя идею цельности рассказа сообщили о нем чуть позже, чем следовало.
Кроме этого, многие музыкальные специалисты считают, что элементы панка на американскую землю занесли именно представители "британского втор-жения". В частности одними из "отцов-основателей" жанра, называют группу THE KINKS, чья песня "You Really Got Me", записанная в 1964 году (1-е место в Англии, 7-е в США), считается первой композицией в стиле панк-рок (все коллекционеры и эстеты - обратите внимание!). Однако ни для кого не является секретом тот факт, что феномен панк-рока обязан своему широкому распространению все же семидесятым годам, Со-единенному Королевству Великобритании И Северной Ирландии и Малькольму Мак-ларену (Malcolm McLaren) с его протеже SEX PISTOLS. Панк, по всем законам эволюции, пришел на смену "хипповым" 60-м и вместо всеобщей любви "детей цветов" принес тотальную агрессию "детей улиц". Это была резкая и быстрая музыка с хаотичными изменениями ритма и характерным, легко узнаваемым "гаражным" саундом. Играли панк-рок молодые безбашенные парни, совершенно не смыслившие в музыкальной грамотности. (Сид Вишис (Sid Vicious), например, однажды сделал знаменитое заявление: "Каж-дый, кто взял в руки гитару умеет на ней играть"). Играющий панк-рок обязан был делать шокирующие заявления, носить короткую стрижку (в отличие от во-лосатых "битлов") и одеваться исключительно в черную кожу. Строгость этих атрибутов не стоит воспринимать как постулат, впоследствии мода панков зна-чительно менялась: она прошла и через унисекс, и через длинный хаер, и че-рез джинсы и т.д.
Как социальное явление, феномен панка нужно рассматривать как есте-ственную реакцию низших и средних слоев населения на сложности жизни в по-стиндустриальную эпоху. Главными компонентами этой реакции являлись ниги-лизм, протест, издевка и агрессивность. Во многом поэтому основными темами песен были проблемы молодежи, социальный кризис, злоупотребление властью, примат общественных институтов, ощущение "несвободы" и т.д.
В США первыми проводниками идеологии панка были THE STOOGES с гени-альным Игги Попом, МС5 и NEW YORK DOLLS. Непосредственно перед "панк-революцией" в Англии некоторые американские группы работали в манере, кото-рую однозначно определить довольно сложно, но ей подходит такое определе-ние, как "культивированный панк" - это RAMONES, TALKING HEADS, TELEVISION и культовая фигура для молодежи того времени - Патти Смит, впоследствии об-ретшая культовый статус и в Союзе Всяких-Там Республик. А потом центр окон-чательно оформившегося движения переместился на Туманный Альбион. Тысячи молодых людей называли себя "панками", обвешивались английскими булавками и заслушивались потрясающими хитами - "Anarchy In The U.К.", "God Save The Queen" (SEX PISTOLS), "New Rose" (THE DAMNED), "Boredom" (THE BUZZCOCKS), "White Riot" (THE CLASH) и др.
77-78 гг. - не просто райское время для панка, это, пожалуй, единст-венное время для него вообще. Никто не может сказать со стопроцентной точ-ностью когда и почему умер панк. Некоторые называют панк-рок "стилем одной группы" и считают, что с распадом SEX PISTOLS, единственной группы данного стиля, пропала и идея; другие говорят, о второй волне панка, построенного не столько на смысловой концепции, сколько на одном эпатаже - это EXPLOITED со своим "Punk's Not Dead", GBH, ANTI-NOWHERE LEAGUE и прочие подобные им группы; третьи называют панк-роком все подряд: от ROLLING STONES до DANZIG; у четвертых еще одна своя точка зрения - и так до бесконечности. Все-таки сойдемся на мнении, что большинство людей ирокезы и шипы на коже (элементы, появившиеся уже в 80-х) считает уже достаточным, чтобы группу отнесли к панк-стилю. Однако, будем считать, что панк жил, жив и будет жить, но видо-изменяясь и развиваясь (!). Поэтому все эти группы новой волны панка не попс или пост-панк, а панк-рок, но прошедший некоторую эволюцию и измене-ние.
В 80-х на первое место в этом новом стиле (наверное стоило бы ввести здесь термин "неопанк") творили такие группы, как уже упоминавшиеся EX-PLOITED, TOTAL CHAOS, NEW MODEL ARMY и другие. "Новые панки" простым корот-ким стрижкам предпочитали разноцветные ирокезы, во многом оставаясь прежни-ми бунтарями, но постепенно опускаясь до элементарного хулиганства.
Почему же многие считаются, что, мол, как сказали CRASS, Punk Is Dead? По мнению "крестных отцов" движения панк опопсел: "панками" называют себя все кому не лень, подрывая этим репутацию и имидж настоящих панков, панк-группы заключают контракты с "капиталистическими фирмами" лишь для вы-бивания денег, сама идея превратилась в прикрытие хулиганства, пьянства и вандализма. Все это называют причинами разложения панка, и в данных услови-ях оставаться до конца независимой любой панк-формации крайне тяжело. Вспомните хотя бы Джелло Биафра (Jello Biafra) или NOFX. Поэтому дальнейшее развитие панка тяжело угадать, можно лишь предполо-жить, что он уйдет в глубокий андеграунд, скрываясь от оков коммерции, по-пса и лжи. И этот процесс одинаков в любой стране мира, включая и Россию...

В России, пардон, в Советском Союзе панк появился еще в период "же-лезного занавеса", "годов застоя", шестидесятилетия советской власти, одним словом - в конце 70-х. Конечно, чуть с опозданием, чем в Британии, но по сравнению с остальным миром это было вполне прилично. Позволю себе замеча-ние, что это было самое быстрое заимствование моды русскими за весь двадца-тый век. Такими находчивыми людьми были ленинградские звери (именно так, без кавычек, они себя именовали). Во главе всего этого бескультурия стоял известный человек, сын русского эмигранта и американского миллионера, звезды балета - Андрей Панов. Более известный как Свинья, он заслуживал звания "главный панк страны" (на то время, конечно) и много усилий приложил к тому, чтобы сформировать у окру-жающих образ панка, как отчаянного хулиганистого шалопая, пьяного и грязно-го. Разумеется у милиции тоже были свои виды на панков. В этой тусовке складывались определенные традиции, обычаи, нормы поведе-ния. Любопытные и небезопасные были у них ритуалы - например, "День аптеки" - "Сегодня пьем только то, что продается в аптеках...". Несмотря на кажу-щуюся глупость, бестактность и аморальность поведения в этих проповедниках движения "спали" многие известные люди - автор и певец Виктор Цой, актер и режиссер Юфа, бывший идеологом и наставником зверей, другие художники, ак-теры.
В одежде доминировал несколько иной стиль, нежели тот, который был принят в Европе в начале 80-х. Вот домашнее задание каждому читателю: из пункта А в пункт В вышел панк в черной коже, с булавкой в носу и красно-зеленым ирокезом. Через какое время он окажется в участке, если ближайший милиционер находится в ста метрах от пункта А? Сколько ударов дубинкой по-лучит панк, когда назовет милиционера "..."? Отсюда другая мода - "почвен-ный" стиль "рашен бич" (все равно забирали, но не так быстро и не так жес-токо). Деятельность зверей получила широкую огласку благодаря множеству слухов и легенд. И о светском бомонде, на котором скучающий Свин отправился в туалет и вернулся с блюдом... хм... а потом стал есть это ложечкой, пока окружающие не были привлечены странным запахом... И о лектории, в которой известный деятель коммунистической морали профессор Лисовский был прерван неопрятным молодым человеком: "неправда, панки хорошие" (по версии Лисов-ского) или "не пи..." (по более правдоподобной версии Свиньи). Кстати, коли мы упомянули В.Т. Лисовского, то стоит уважить и его вклад в мировую лите-ратуру, связанную с панком. Этот специалист по коммунистическому воспитанию молодежи написал потрясающий труд "Что значит быть современным" (Л., 1984), в котором была развернута глобальная деятельность по разоблачению панк-рока.
На концертах ярко проявлялось абсолютное неумение музыкантов держать инструменты в руках и в противовес этому - прекрасный артистизм главного героя действия. Питерский панк был проникнут "эзоповым", но заметным про-тестом, пропитан стойким запахом туалета и покрыт сверху обильным слоем эпатажа и новизны. Вскоре после питерского явления центр панк-движения переместился... в Сибирь. Действительно, Сибирь стала колыбелью многих превосходных групп "второй волны русского панка" (могу лишь заметить, что третья возникнет в начале 90-х в Москве). В Омске, Томске, Тюмени, Новосибирске и других горо-дах стали зарождаться свои традиции панка. Больше сдержанности в одежде, зато куда больше буйства в мыслях. До этого панк-рок в Союзе строился на перфомансе, вызове не только общественным ценностям и морали, но и самим зрителям. Этак, знаете, как Игги Поп, "...вот скачу я по сцене, распаляюсь, публика разгорается, а я им член наружу - а это вы видели!.." В Сибири ос-новополагающим моментом стало принципиально иное отношение к слушателю и зрителю. Зритель заслуживал своей порции агрессии и напора, но в то же вре-мя он оказывался подчинен какому-то общему порыву, движению.
Отдельно стоит сказать об отношении к слушателям. Так уж сложилось, что рок в 80-х был запрещенной музыкой и о пластинках - главном официальном вестнике музыки - всем андеграундным группам нечего было и мечтать. Поэтому основной упор музыкантами делался на концертные выступления - единственный источник средств и общения с публикой (представьте себе Егора Летова в "Му-зыкальном Киоске"). Сибирские панки основательно брались не только за визу-альное выражение мысли, основой была лирика. Все тексты носили в себе глу-бокий смысл, боль, острые концы, их создавали действительно поэты. Протест был не таким стебовым, как в Питере, а гораздо более честным, болезненным. А еще сибирский панк был очень... общим, что ли... да простят меня читатели за выражение, "коммунистическим". Он заставлял слушателя почувствовать себя частью общего движения, общей идеи, членом некогда великой и поруганной сейчас Родины, за которую так обидно...
Характерно, что многие деятели, принадлежавшие волне сибирского пан-ка, жили очень недолго...
Опасные традиции Сибири пресекли события начала 90-х. Новое экономи-ческое мышление создало новое политическое мышление, то в свою очередь - новое государство, то - новые субкультуры. Панк без запрета разлетелся по всей стране, но центр все-таки остался в столице. Деятельность групп стала связываться с компакт-дисками, на которые нужны были деньги. Доступность музыки привела ее в рок-клубы, на большие площадки, радио, телевидение. Стало проявляться разнообразие стилей, связанных с панком, в Российском го-сударстве появился ска, хардкор, поп-панк, MTV-панк, и прочее. Смешно ска-зать, панком называли даже ЛЕНИНГРАД (!!!). Позвольте узнать, а стиль что же? - "шансон-панк", "блат-панк"? И все из-за употребления нецензурщины в текстах. Вот до чего доводят стереотипы, и посему я прошу Тебя, драгоценный читатель, не верь стереотипам, а только верь тому, что сам считаешь верным.

Однако, вернемся к началу 80-х гг., когда тон в панк-музыке задавали сибирские группы, первой из которых была и остается ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА... Провозглашение ОБОРОНЫ лучшей (я бы даже сказал культовой) панк-группой, безусловно имеет под собой весомые основания. Так уж повелось, что для ко-го-то панк - это PURGEN и ОРГАЗМ НОСТРАДАМУСА, для кого-то ТЕРРОР и КОЛО-ВРАТ, для кого-то КОРОЛЬ И ШУТ и БЕГЕМОТ, для кого-то 1,5 КГ ОТЛИЧНОГО ПЮРЕ и СМЕХ, для кого-то АВТОУДОВЛЕТВОРИТЕЛИ и ХЗ, - но все они признают, что первой панк-группой "всея Руси" (анархической, а впоследствии интеллекту-альной и психоделической) является ГР.ОБ.
Феномен ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ в том, что один человек наигениальнейше смог выразить в своем творчестве (стихах и песнях) все те таинственные сто-роны жизни, о которых мы ломаем голову с переходного возраста: страх, смерть, любовь, ненависть, слабость, тягость, свой личный опыт и прочие мудрости. Послания Егора Летова можно сравнить с учением китайских филосо-фов: для кого-то слишком заумно, другие же постигают этими словами всемир-ную мудрость (не зря у Егора есть прозвище "Джа"). Так что же из себя представляет эта таинственная, мифическая группа - ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА?!! Разъяснить это невозможно, но вот попытаться рас-сказать... - это и призвана сделать данная книга.



Часть 1.

Глава 1. "Посевы"

...С рок-музыкой Игорек Летов впервые познакомился, когда ему было при-мерно восемь лет. Его брат, в последствии известный джазовый музыкант Сер-гей Летов, а тогда - студент новосибирского университета, постоянно приво-зил из новосибирского Академгородка пластинки. Это были записи группы THE WHO, SHOCKING BLUE и других, на которых росло то советское поколение. У старшего Летова отношение к этим записям было сугубо рациональной ("попол-нение своего материального положения путем записи всем желающим по три руб-ля" - сам-то Сергей классику слушал - Моцарта, Баха). А вот на его младшего брата эта музыка подействовала совершенно иным образом. Первое же прослуши-вание THE WHO оказало на Егора "одно из самых убойных потрясений", и он по-нял - "...вот оно, и в этом весь я, и это - для меня".
1972 г. Омск. В стране - "развитой социализм", у Егорушки в граммо-фоне - "A Quick One" THE WHO и первое убойное потрясение в жизни - рок-н-ролл! Дальше было достаточно классически - THE BEATLES, ROLLING STONES, LED ZEPPELIN, потом GENESIS, YES, лет в 18 возврат к калифорнийщине и DOORS и случайно в 1982 "Never Mind The Bolloks" SEX PISTOLS. Они противоречили, с музыкально-эстетической точки зрения, летовским вкусам, но нутром - дико понравилось. И после ADAM AND THE ANTS и SPECIALS Егор понял всю эту музы-ку. Понял в смысле принял. И вошел в нее.
Надо сказать, что в этом Летов-младший повторил тропу многих русских рок-музыкантов периода рок-войны. Когда типичного советского рокера спраши-вали "почему вы решили стать рок-музыкантом", тот, не долго думая, отвеча-ет: "я услышал THE BEATLES (THE WHO, YARDBIRDS, LED ZEPPELIN, VELVET UNDER-GROUND, PINK FLOYD и т.д.) и понял, что должен играть рок". Действительно, не имея отечественных образцов для подражания, советская молодежь была про-сто обязана находиться под воздействием западных групп. Для юного Егора это были группы, с которыми его знакомил Сергей. В дальнейшем, брат довольно долгое время записывал ему различные команды: THE BEATLES, URIAH HEEP, LED ZEPPELIN, PINK FLOYD, NAZARETH, IRON BUTTERFLY и многие другие. Вообще Сергей Летов в то время в Новосибирске учился - ФМШ, Университет...
Новосибирск - это особая история: там есть Академгородок. Был такой опыт в 60-х: собрали одаренных детей в одном месте, поселили недалеко от города, в общежитиях, и решили посмотреть, что из этого выйдет. А вышел из этого невиданный процесс духовного освобождения. Такого не было ни в Ленин-граде, ни в Москве: что-то типа гражданской войны, забастовки и т.п. Потом все, в конце концов, разогнали. Сергей позже в Москве саксофон купил и стал саксофонистом, а тогда просвещал младшего Игоря. Между прочим, из-за этих записей Егор себя относит к поколению 50-х годов, хотя родился гораздо позже. SHOCKING BLUE, LED ZEPPELIN, "Revolver" битловский... Когда он их услышал, на него они так подействовали, что все прямо сразу поехало. Егор стал записывать рок и жил на этой музыке лет де-сять. "Для меня, наверное, это было самое счастливое время", вспоминает Ле-тов. - "Поэтому я себя причисляю к поколению тех лет. Все мои друзья на семь лет меня старше".
Непосредственно перед образованием своей первой рок-группы Егор два года (1980 и 1981) прожил в Москве у брата. Он впитывал всю эту музыку. По его собственной теории "...человек, завязанный в какой-то творческой среде и получивший информацию, через некоторое время... это, как переполненный стакан; просто накапливается творческая энергия". Летов в полной мере впи-тал идею панка как жизненной философии. Именно тогда, в 1980-м году у Егора (а было ему в то время 16 лет) появилось желание "делать что-то свое" и он решил собрать группу, сразу же начав сочинять свои первые тексты. Купив в Ленинграде бас-гитару, Егор Летов возвращается в Омск.
В 1982 году все и началось, - началось воплощение идей Егора. В это время начинаются первые музыкальные эксперименты в рамках образованной группы ПОСЕВ (POSSEV), ставшей, по сути дела, точкой отсчета в существова-нии омского панка, подарившего отечественной музыке немало громких имен, о которых речь пойдет ниже. Свое название группа получила в честь известного западного русскоя-зычного издательства антитоталитарной направленности Possev Verlag и в те годы уже само по себе воспринималось как провокация. "Начали мы играть, то-гда еще хиппи, - вспоминает Летов, - но почему-то, как только мы взяли ги-тары, - сразу в панк полезли. Непонятно каким образом, как только играть начали, только драйв покатил, сразу SEX PISTOLS какой-то получился, совер-шенно непроизвольно, причем даже у ребят, которые ничего подобного не слы-шали". Так вот и получилось: собралась тусовка хиппи, стала музыку играть - а у них панк вдруг как попрет! В общем, те кому понравилось - остались. А остались Егор (вокал, ударные, бас), Андрей "Босс" Бабенко (гита-ра) и Евгений "Джон Дабл" Деев (бас), к которым время от времени присоеди-нялся Александр "Алекс" Ивановский (акустическая гитара). В этом составе POSSEV на протяжении трех лет своего существования - 1982-1984 гг. - запи-сал шесть магнитоальбомов:
"Всякие Картинки" (1982),
"Стратегия И Тактика" (1982),
"Дождь В Казарме" (1983),
"Сказки Старого Юнги" (1983),
"Музыка Любви" (1983),
"Reggae, Punk & Rock'n'Roll" (1984). Наиболее интересным из всех альбомов оказался последний, записанный в сентябре 84-го, незадолго до распада группы. Эта работа хоть как-то несла в себе идею и стиль. Она включала хиты тех лет "Мама, мама", "Панк и рок-н-ролл" и "Открытая дверь" (которые некоторое время сохранялись и в концерт-ном репертуаре ОБОРОНЫ). Музыкально альбом был разнообразнее своих предше-ственников и уверенно выходил за пределы их доморощенного хардкора. Частич-но его материал вошел в составленную Егором позднее антологию "История ом-ского панка. Том 1".
Егор определял стиль ПОСЕВА как "...смесь панка, психоделии и музыки 60-х годов". В первых альбомах группы Летов - с тех пор и поныне основной автор песен своих групп - попытался соединить ритмические формулы ортодок-сального панка со звуковыми коллажами фри-джаза.
Это, собственно, не было записью "альбомов" или чего-то такого. То, что фиксировалось на пленке вообще не предназначалось для распространения - записывались просто для себя, дабы не потерять, не забыть восвояси того ма-ло-мальски пристойно-достойного, что могло возникнуть, проскользнуть во время общей спонтанной импровизации, звучавшей так, как если бы в доску пьяные SEX PISTOLS взялись играть BLACK SABBATH. То есть, эти записи не бы-ли "альбомами", конечными продуктами, но этаким застенчивыми, смехотворны-ми, судорожными набросками, картинками, среди которых подчас и возникали "готовые" вещи, например: "Мама, мама", или "Страна дураков".
Собственно говоря, все наследие ПОСЕВА, которое имеет хоть какой-то мизерный интерес для массового слушателя, было использовано и реализовано на ранних альбомах ОБОРОНЫ ("Поганая молодежь" и "Оптимизм"), а также в сборнике "История Г.О.: Посев 1982-85", вышедшем в 1989 году. В силу крайне низкого качества звучания все первые пять альбомов имели хождение лишь в ограниченном кругу знакомых и исчезли, не оставив следа. И вот после записи последнего альбома, осенью 84-го, в группе начал-ся развал, депрессняк какой-то покатил. Вроде как уже вместе ребята ничего сыграть не могли... ушел Иванковский, потом оказалось, он в ГБ на них до-нес. И тогда было решено собрать новую группу.
В это время в родном Омске была такая панк-группа ОГНЕННЫЙ ЛАЗЕР, где лидером являлся некто Александр "Иван Морг" Клипнов. Они как раз распа-лись по причине того, что всех кроме Морга посадили. И тут Егор знакомится с лидером этой "безвестной и редкостно говенной группы" (по его словам) Моргом в октябре 84-го года. Летов выяснил, что у него в группе крайне не хватает людей и решил встретиться с этим парнем. Встреча с ним и привела Егора к созданию новой группы под названием ЗАПАДЪ. В составе формации чис-лились: Егор Летов - вокал, ударные; Иван Морг - бас, вокал; "Кузя Уо" Кон-стантин Рябинов - гитара. В ЗАПАДЕ произошла исторически важная встреча двух героев Егора Летова и Кузьмы Рябинова, которые станут потом близкими друзьями, коллегами и соратниками!
Группа ЗАПАДЪ играла в основном популярные песни английских пост-панк, "new wave" и ска-групп (BOOMTOWN RATS, SPECIALS, MADNESS и т.п.), но долго это продолжаться не могло. Так как в группе было два лидера, они не поладили очень сильно, потому что Летов хотел играть свое, то, что аналогов не имеет, а Морг хотел играть Фрэнка Заппу, снимать его один к одному, то есть копировать музыку. Из-за таких внутренних противоречий они друг друга послали и разошлись, спустя два месяца после создания группы.
Клипов тогда собрал группу ИВАН МОРГ И МЕРТВЯКИ (довольно известная банда), а Летов, вместе со своим будущим главным сотоварищем К. Рябиновым ("Мой единственно бессменный соратник и единомышленник с самого первого дня ГРАЖДАН-СКОЙ ОБОРОНЫ" - Е.Летов.) и соратником еще по ПОСЕВУ А. Бабенко создал новую группу, которая и стала просто легендой, это - ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА (или просто - ГР.ОБ). Таким образом, ее первый состав выглядел так: Егор Летов - ударные, вокал; Босс - гитара; Кузя Уо - бас.
Своим названием группа обязана плакату "Гражданская Оборона", висев-шему на стене в комнате Егора Летова. Музыканты перебрали много вариантов названия, пока, в конце концов, на глаза не попался этот плакат. Название всем сразу понравилось. Датой рождения группы Егор называет 8 декабря 1984 года. Вне всякого сомнения, что новорожденная ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА стала первой в истории отечественного рока группой, органично воспринявшей эсте-тику и музыкальную идеологию панк-рока.
ГР.ОБ начинался как проект, исполнявший исключительно авангардную музыку. Здесь можно долго спорить, что "авангард" - это довольно нелепый и неуклюжий термин, призванный описывать экспериментальное музыкальное твор-чество. К тому же часто, благодаря расплывчатости этого определения, под понятие "авангард" попадают опусы дилетантов и просто бездарных людей, коим Летов никогда не являлся. И, наконец, авангардом часто называют эксперимен-ты в начале творчества группы, когда она еще ищет свой стиль.
Но вскоре музыканты группы нашли свою нишу и переключились на голи-мый панк-рок с эпатажными антисоветскими текстами. Само собой, что группа играла либо дома, либо в подвалах. Естественные для того времени гонения делали жизнь музыкантов очень трудной. Но, несмотря ни на что, партизанские усилия музыкантов привели к тому, что первые записи были сделаны уже в де-кабре 1984 года на квартире у Летова. "С самого же дня рождения ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ мы с Кузей Уо сразу же сделали ставку именно на изготовление и рас-пространение магнитофонных альбомов, резонно решив, что live-выступления нам светят весьма не скоро, а в тот насущный момент и подавно, - вспоминает Летов в своих "ГР.ОБ-Хрониках". - Кроме того, так уж установилось, что ЕСТЬ ЗАПИСЬ - ЕСТЬ И ГРУППА, НЕТ ЗАПИСИ - НЕТ И...".
Так вот, в декабре 84-го, в домашней Гр.Об-студии Летова ГР.ОБ запи-сал первый "альбом" группы: "Душевные Песни или История Омского Панка. Том 1" (1984). Здесь был представлен материал редких записей ПОСЕВА, ЗАПАДА и ранних опытов ОБОРОНЫ, хранящийся в архивах Летова. Впрочем, в официальную альбомографию Егором он впоследствии включен не был и характеризуется им достаточно критически. Летов совсем не воспринимает этот бутлег: "Сборник домашних "детских" записей ОБОРОНЫ, ЗАПАДА, ПОСЕВА. Вместо ударных - порт-фели, чемоданы, коробки и прочая хуйня - детский лепет, стыд и срам". Плен-ка включала в себя такие номера, как "Зоопарк", "Кленовый лист", "Я выдуман напрочь" и т.п., которые вместе с записями ПОСЕВА и ЗАПАДА и составили ос-нову антологии "История омского панка".
Вторая часть проекта выходит чуть позднее под названием: "Кто Ищет Смысл или История Омского Панка. Том 2" (1985). Как и первый том это был сборник домашних весьма скверно записанных записей ГР.ОБА с декабря 84-го по март 85-го в составе: Егор, Кузя Уо, Босс. В качестве ударных использо-валось то же, что и на первой части. Материал написан крайне рыхло, гадост-но и незатейливо. Одним словом - просто срань!
В марте 1985 года Босс уходит из группы. В связи с этим, при записи (опять же на квартире у Летова) следующего альбома: "Гражданская Оборона" (1985), в составе группы появился "Новый Романтик" Андрей Васин, который исполнил в качестве вокалиста целый ряд песен: "Поганая молодежь", "Не смешно", "Мама, бля". Несмотря на это, альбом также постигла печальная участь - Егор в официальную дискографию не включил и его.
Однако запись становится известна многим меломанам Омска и близлежа-щих городов. Видимо особо ярым меломаном было тогда государство, потому что, к сожалению, кроме честной и любящей публики, этот альбом стал извес-тен и местному КГБ. В июне того же года ребята из ГР.ОБА переписывают альбом начисто в радиорубке соседнего ДК "Звездный". (Надо сказать, первоначально альбом все же считался дебютным в истории группы, и только потом Летов исключил его из официальной дискографии и зачислил в разряд бутлегов). Звук тогда крайне смело и бездарно отстраивал некто Юрий Шатилов (не путать с Юрой Шаповало-вым!). Кое-что из этой записи в сильно реставрированном и дополненном вари-анте вошло в "Историю: Посев 82-85" и первые два альбома. Качество записи, разумеется, было чудовищное, звук пустой, гулкий и белесый. Кроме Егора (вокал, ударные) и Кузи Уо (гитары, бас) в записи принимали участие "Курт" Васин (подпевки) и Иван "Камикадзе" (попытки подпевок).
Однако из этих трех записей два бутлега - "Душевные песни" и "Граж-данская Оборона" - были первыми "альбомами", получившими хоть какое-то рас-пространение ("Кто ищет смысл" - был практически не известен тогда, мало известен он и сейчас). В самом начале осени Егор Летов, Кузя Уо и "Иваныч" Александр Рожков (флейта, гитара, вокал) записывают авангардно-психоделический альбом: "Psy-chodelia Today" (1985), который в дискографию ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ входит в качестве бутлега. Этот двойной альбом, сравнительно скромного демонстраци-онного качества, представляет собой сплошные спонтанные авангардизмы и пси-ходелии всех цветов и размеров. Работали дружно: Иваныч обеспечивал голос, флейту и гитары; Кузя Уо выдавал басы, шумы, голоса; а Егор, помимо вокала работал с ударными, шумами и эффектами. И вот в сентябре 1985 года случилось еще одно знаменательное для ГР.ОБА событие: были наконец-то записаны два альбома, с которых собственно и начинается дискография группы. Это были конечно же всем сейчас известные "Поганая Молодежь" (1985) и "Оптимизм" (1985). Группа получила в свое рас-поряжение более-менее приличный магнитофон и разом записала весь накоплен-ный материал.
"Молодежь" действительно и по качеству и по материалу была "пога-ной". Безусловно здесь играет роль то, что материалом для записи послужили песни сочиненные давно и в той или иной степени реализованные на альбомах ПОСЕВА, ЗАПАДА и ранних опусах ОБОРОНЫ. Хотя здесь можно отметить запоми-нающиеся стеб-хиты "Я ненавижу женщин", "Клалафуду клалафу" и уже упомина-шаяся "Мама, бля. И кроме того, абсолютно не напоминающие стебалово, серь-езные "Поганая молодежь", "Не смешно", "Открытая дверь". В окончательном варианте, претерпев множество утомительных изменений, переигрывание в раз-ных местах материала, реставрацию и реконструкцию, альбом возник осенью 89-го года, хотя, по идее, должен бы - в начале 85-го".
"Оптимизм" - работа гораздо более зрелая. Хотя бы потому, что аль-бом представляют песни написанные за последние месяцы ("Я бесполезен", "Детский доктор", "Это не я" и другие). Заглавную композицию проникновенно исполнили Валерка Рожков (флейта, гитара усольско-сибирской группы ФЛИРТ) и Егорка Летов. Потом песня "Оптимизм" станет настоящим хитом ОБОРОНЫ, ее ви-зитной карточкой, наряду с "Like A Rolling Stone", "Все идет по плану", "Русским полем экспериментов". На обоих альбомах, по словам Летова, наблюдалась "подозрительная смесь "волны", панка и идиотизма". Оба они по качеству Летову не понрави-лись - не то чтобы плохо (на самом деле хорошо записаться было большой про-блемой и в середине 80-х гг.), а просто была очень большая усталость, и за-писались без драйва, без напористости. Сразу после этого Егор и Кузьма переписали материал, который получил название "Поносные Звучания". О "Поносных звучаниях" Егор говорит так: "Курносая, бездарная попытка записаться на "Akai" - однако, через советские микрофоны (за неимением прочих), что, естественно, и окрасило общее звуча-ние в крайне "поносные" тона. Помогали в работе нам с Кузей: его жена - Ирина Родионова (вокал, подпевки) и некий безумный инженер Саша Бусел, по прозвищу "Патриот". Вместо ударных - пионерский барабан и какая-то железя-ка. Запись отвратительная". И в общем-то он прав. (Здесь присутствует еще один замысловатый момент: авторитетный журнал "РИО" говорит, что "Поносные звучания ГО" - это двойник составленный из пленок "Поганая молодежь" и "Оп-тимизм". Егор, как видите, говорит обратное. Не всегда авторы рассказывают правду о своих творениях, но все же доверимся Летову.)
Вообще весь 85-й год Летов и Кузя целенаправленно, причудливо и за-мысловато сочиняли свои страшные песни и записывались, как в домашних, так и в полустудийных условиях, лихорадочно и отчаянно разворачивая и примеряя внушительный арсенал идей и средств. Уже тогда в этих двух личностях начал складываться творческий симбиоз двух умов, направленных на нахождение абсо-лютно нестандартных ходов в музыке. Здесь пожалуй стоит сказать об этой знаменитой, но абсолютно не крупной, мифической "фирме звукозаписи" Гр.Об-Records. На этой студии с 84-го по 90-й годы записывались, репетировали и попросту жили почетные сибир-ские "гаражные" группы, такие как Г.О., Янка, ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ, КОММУНИЗМ, АР-МИЯ ВЛАСОВА и другие. Первоначально название Гр.Об-Records относилось исключительно к до-машней студии Егора Летова, в которой он работал с самого начала своей дея-тельности, с 1984 года. Позже оно распространилось на все омские (а также и не омские) записи ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ и групп, с ней ассоциированных. Это, собственно квартира Егора, вернее его комната, оснащенная всевозможной "ап-паратурой" отечественного и самопального изготовления и свойства. Взращен-ный на мифах западной рок-сцены и отечественной контр-культуры, Летов соз-дал беспрецедентный по своей внутренней организации микромир, действующую модель независимой фирмы звукозаписи, которая, практически не имея своего материального воплощения и, соответственно, экономики, обращалась в конце 80-х к аудитории, сравнимой по численности с потребителями продукции "Rough Trade", "Mute" или "Alternative Tentacles".
Для создания "фирменного" саунда ГР.ОБА комната в омской квартире Летова была превращена в настоящую подпольную студию. Стены комнаты были покрыты звукоизоляционным материалом. В углу находилась ударная установка, которая со временем начала обрастать кучей всевозможных перкуссий, бонгов и там-тамов. В часть барабанов напихивались какие-то тряпки - "чтобы звучало как-то по-новому или, наоборот, вообще не звучало". Два развороченных маг-нитофона "Олимп" стояли со снятой панелью, отпугивая случайных посетителей своей обнаженностью и беззащитностью. Фирменный саунд ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ немногие понимают правильно. В интервью журналу "Урлайт" в 1988 году Егор доходчиво объяснит читающей пуб-лике, что в роке должна существовать идея "неискусства" (что это такое под-робно читайте соответствующую главу), которая может выражаться через ато-нальность или через динамически-примитивный рок-н-ролл. Причем в целом - нужна свобода, а в атональности ее больше. Есть свобода, например, слажать и поэтому нет страха сыграть хреново, потерять ноту и тому подобное. Свобо-да создает простор для деятельности. В этом атональность и хороша: она соз-дает импульс внутри художника. А сокрушительный драйв, который так раскачи-вает и возбуждает публику, играет здесь абсолютную роль. Атональность его не только не разрушает, а и создает (как у группы EINSTURZENDE NEUBAUTEN).
А если касаться ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, то Егор считает, что то, что они делают панк - это именно то, что называют "панк", "хардкор". Это именно не музыка и не искусство. Это достигается путем, ну, допустим, Гри Колтен. Музыка, свободная только в той степени, в какой ошибка музыканта - любая - может вписаться в полный контекст, скажем так. Допустим, в музыке GENESIS или YES, любая ошибка будет выпадать и все ломать. А вот во ФЛИТ ШИГЕРЕ ин-дустриальной музыке, как STANDINТ ABOUT IT, там ошибки быть и не может, по-тому что любой звук, любая музыка вписывается в контекст. Вот это называет-ся грязным подхватом электро.
Первые магнитоальбомы группы (под ними подразумеваются "Поганая Моло-дежь" и "Оптимизм".)(именно первые, так как они были включены в альбомогра-фию) с одной сторон


  Редактировать биографию  
Последнее изменение: losyan
21.08.2010

 
гр.об
Год основанияДобавить
СтранаДобавить
ЖанрыДобавить
СтилиДобавить
Посетителей на сайте 1001