Группа «Николай Коперник» во главе со своим лидером, певцом, гитаристом и композитором Юрием Орловым, в 80-е годы была одной из культовых групп на московской рок-сцене. Это первая русская группа, игравшая настоящую новую волну. Легендарный альбом «Родина» на стихи из сборника к 60-летию образования СССР - вершина постмодернистского осмысления реальности среди многочисленных групп тогдашней Московской Рок-лаборатории.
Синтезировав в своем творчестве элементы новой волны, электроники и психоделии, музыканты группы «Николай Коперник» создали целый ряд уникальных альбомов и концертных программ, ставших знаковыми для своего времени, при этом не потерявшими актульность и сегодня.
Одной из таких работ был вышеупомянутый альбом «Родина», записанный в 1985 году, фактически в домашних условиях и при минимальном бюджете.
Из книги А. Кушнира «100 Магнитоальбомов Советского Рока» (Москва 1999):
Николай Коперник всегда притягивал к себе внимание утонченного слушателя. Импрессионистская музыка этого проекта оставляла впечатление прозрачной легкости - словно полет белой пушинки одуванчика. Здесь все было на грани - удивительно хрупкие и тонкие материи, едва-едва соприкасающиеся друг с другом. Мелодии Коперника напоминали изящные отблески неорока и новой волны, доведенные до уровня высокого искусства - нечто отстраненно-замкнутое, которое в своей самодостаточности не хочет спорить с грубостью внешнего мира.
Они оказались чуть ли не единственной группой, выступающей на рок-сцене и при этом не имеющей ничего общего с роком. В своей возвышенно-созерцательной музыке Николай Коперник развивал принципы цикличности Филиппа Гласса и стилизовал мелодические приемы Дэвида Сильвиана, переосмысливал эстетику фанка и внимательно изучал композиторские находки практически не известной в СССР арт-роковой группы Eskimo - кратковременного альянса Кита Эмерсона и Пита Синфилда с французскими музыкантами. Для 85-86 годов это были в высшей степени актуальные токи и влияния.
Николай Коперник был образован в начале 80-х годов мультиинструменталистом Юрием Орловым и его приятелями по консерватории - клавишником Игорем Ленем, басистом Олегом Андреевым, саксофонистом Игорем Андреевым и барабанщиком Дмитрием Цветковым. Юрий Орлов не был человеком, которого можно отнести к категории последовательных музыкантов. Жанровые эксперименты влекли его с нечеловеческой силой, и поэтому он не мог надолго зацикливаться на какой-то конкретной музыке. Уже во времена учебы в Гнесинке он смело бросался в пучину новых стилей и направлений - будь то джаз-рок в начале 80-х, свободный джаз периода его сотрудничества с ленинградскими Джунглями , неоромантика Николая Коперника или, впоследствии, рейв-культура 90-х. В роке для меня никакого развития быть не может , - безапелляционно заявлял Орлов, целиком сконцентрировав свое внимание на настроении в музыке, а не на ее формах. С текстами для первой программы Коперника Орлов решил сильно не заморачиваться, позаимствовав их из сборника стихов северных народностей СССР.
состав:
Юрий Орлов - вокал, гитара, лидер группы и автор большинства текстов и музыки (после 91г. - проекты «Ф.И.О.», «Холодная рука Москвы», сольные работы, музыка к фильму «Дети чугунных богов»);
Олег Андреев - безладовый бас (1984-1991, с 96 года живёт в Колумбии);
Дмитрий Цветков - барабаны (1986 - 91, с 91 года живёт в Голландии);
Григорий Целовальников - гитара (1987);
Алексей Алексеев - гитара (1985 - 87, потом играл в «Гималаях»);
Игорь Лень - клавиши (1985 - 86, затем работал с Л. Вайкуле + сольный проект, живёт в США);
Борис Раскольников - гитара (1986 - 88, основатель и хозяин клуба «Третий путь», сольные проекты - «Фантастический Борис Раскольников (ФБР)», «Солнечное эхо»; записывался в «Оберманекене» 88-89);
Игорь Андреев - альт-саксофон (1986 - 1990, до этого играл в «Браво»);
Максим Трефан - клавиши (87-88, затем играл в «Вежливом Отказе», «Коррозии металла» («Питон») и «Альянсе», сольные проекты);
Александр Хуторовский - тромбон (1987 - 91);
Константин Михеев - труба (1988, затем - лидер группы «Сакура»);
Евгений Осин - перкуссия (1988, затем - лидер группы «Дед Мороз», сольный проект);
Константин Баранов - гит. (1986 - 89, затем играл в «Альянсе», с 92 года живет в США);
Константин Гаврилов - клав. (1989, до этого играл в «Альянсе», с 90 года живёт в США);
Константин Смирнов - клавиши (1988, затем - в гр. «Моральный кодекс»);
Владимир Гуськов - гит. (1989-91, с 91 года живёт в Голландии);
Павел Хотин - клав. (1989, с 2005, играл гр. «Звуки Му», «Тетрис»);
Сергей Хазанов - гит. (90г., + гр. «Гималаи»)
дискография:
1. «Родина» (1986, магнитоальбом; 2005 cd)
2. «Северный Путь» (1987, магнитоальбом)
3. «Концерт в Тиране» (1989, магнитоальбом, з/р О.Сальхов)
4. «Ослепленный от солнца» (BSA Records 1989\1993, cd, з/р О.Сальхов)
5. сингл «Голова в пространстве» («Мелодия» 1989, винил)
6. «Генерал Галактики» (1990)
7. «Зеркала» (1991)
Источник: lastfm.ru