О Наталье Медведевой как о писателе, о поэте говорить будут другие. Вспомнят ее яркие произведения, которые могли быть откровеннее Анаис Нин и изящнее Мисимы. Будут спорить о размерах влияния на них Эдуарда Лимонова. Будут заново открывать ее блестящие публицистические выступления, наблюдательные и смелые, вызывавшие своей остротой непонимание и возмущение так называемой демократической общественности. Можно присовокупить ее скандальные радикальные тексты в ранней «Лимонке», публиковавшиеся под псевдонимом Марго Фюрер. Конечно, отделять друг от друга грани ее творчества неправильно. (Тем более неправильно разделять их с ее жизнью). Но, тем не менее, — последние годы Наталья Медведева была, на мой взгляд, в первую очередь рок-персонажем. Именно рок-культура дала ей наиболее широкое пространство для самовыражения. Когда она вернулась в Россию и выпустила пластинку «Кабаре рюс» — СМИ отреагировали как обычно, по-хамски: назвали «начинающей певицей». Хотя она пела с 23 лет. Причем ни где-нибудь, а в Лос-Анджелесе. Выступала с группой «Cars».
Она моментально оказалась ярче и интереснее всех. И инертной Насти, и худосочной любимицы полуинтеллигентов Арефьевой, и узкотусовочных: хипповой Умки или фолковой Инны Желанной. Медведева с легкостью ломала рамки жанров, ибо одна из немногих имела, в эпоху серости и смешения, свой неповторимый стиль (Ее, правда, постоянно с кем-то сравнивали — то с Ниной Хаген, то с Патти Смит, то почему-то с Джоплин. Но это скорее была привычная журналистская игра — ставить штампы). Она всегда оставалась Медведевой. Кстати, и наш музыкальный мейнстрим она постоянно опережала . Наверное, поэтому ее туда не брали. Первый альбом «Трибунал Натальи Медведевой» «Russian trip» был весьма экспериментален, много электроники. Среди участников проекта были музыканты хулиганского «Х.З» и гуру отечественной электронной музыки Иван Соколовский. Через три года, когда все стали работать с компьютером, делать сэмплы, выходит второй «Трибунал», имевший одноименное название с повестью «А у них была страсть». Музыку в нем делает уже Сергей Высокосов, бывший гитарист и вокалист «Коррозии металла», известный как Боров, и звучание в нем соответственно жесткое и тяжелое. (Сбылась запись в дневнике, сделанная в 80-е в Париже, после увиденного по ТВ сюжета о Пауке и Ко — «Я буду играть с “Коррозией металла»). И притом, что такая музыка далеко не нова, звучит пластинка свежо, оригинально и стильно. (Через годик некоторые модные коллективы утяжелили звучание, сделали шаг назад, кто в сторону глэма, кто — харда).
Последний альбом, вышедший в минувшем году, хотя записан был летом 1999 года, теперь слушается, как завещание. «ХХ век. Хроника предпоследнего лета». Жанр его тоже своеобразен. Это пронзительные стихи, положенные на потустороннюю (в духе Нейла Янга) гитару Высокосова.
Медведева так и зависла между андеграундом и мейнстримом в таком неразработанном в России пространстве независимой музыки. С одной стороны, она был хорошо известна, с другой, никто не решался заняться ее раскруткой. На мой взгляд, вполне логично. Единственная попытка была предпринята Пугачевой, которая закончилась выпуском альбома на «ОРТ— рекордс» и участием в «Рождественских встречах», на которых боевики Медведевой разогнали сидевших в первых рядах представителей россиянской «элиты». После этого Алла Борисовна как-то охладела к дальнейшей промоушен-работе.
Но объективно (и слава Богу) такие песни и не могли бы спокойно пройти в пространство россиянского шоу-бизнеса. Ибо они и по звучанию, и сущностно противоречили унылому однообразному пейзажу того самого шоу-бизнеса. Ибо ее живые, дерзкие, страстные композиции были натуральными «лимонками» в омертвело-спокойное затишье нашей жизни. По радиостанциям слегка прокрутили «Токсово— гимн 70-м». Но даже «мягкие» 70-е по-медведевски были слишком радикальны. Ее антибуржуазный пафос, бескомпромиссность раздражали многих. «Ваша жизнь — игра», — заявила на «Акулах пера» одна дама. Медведева встала и вышла, вызвав аплодисменты по обе стороны экрана.
На деле и творчество, и жизнь Натальи Медведевой — это вызов серому времени, вызов системе, бессмысленной тяжестью пыльного мешка навалившейся на нас. Это Восстание. «Бунт сегодня заключается уже просто в страстной жизни», — повторю в очередной раз фразу талантливого немецкого автора Герда Бергфлета. Медведева выразила это в своем манифесте — песне «Бунт»:
Повторяй каждый день — жить!!!
И живи — страстно по-русски безудержно.
Знай, что самый твой злейший враг —
Банк хранения жизни на будущее.
Верь только себе. Себе из прошедшего времени,
Когда боль была болью, а не гримасой с экрана тиви.
И когда злость была злостью, а не угрозой уголовной статьи
И когда если любил кого-то, Знал, что любишь.
Так сердце стучало в крови. Аааа Бунт!
А помимо «Бунта» было единственное в своем роде посвящение русскому солдату «Посмертная награда», одна из лучших в истории нашей музыки песен о Ленине «ДаДа», лимоновские реминисценции «Поедем на войну». И пронзительный последний цикл «Хроника предпоследнего лета». Были книги «Мама, я жулика люблю» и «Моя борьба». Был замечательный цикл статей «Вечное возвращение». И яркая, но короткая жизнь. Наталья Медведева полгода не дожила до сорока пяти лет.
Источник: lastfm.ru