Летом 1965 года в «закрытый» город Усть-Каменогорск, работающий на военную промышленность СССР, приехали два молодых обаятельных парня.
Одного звали Миша Арапов, другого Борька Алибасов, в те времена национальные имена непременно трансформировали под русские. Они только что закончили одиннадцатый класс школы №232, на небольшой железнодорожной станции Чарск. Несмотря на захолустье, станция гордо именовалась «город Чарск», на границе Алтая и Казахстана, в сорока километрах от Семипалатинского ядерного полигона. В классе, да и в школе их любили не только за обаяние и веселый нрав, но и за то, что оба блистали в школьном ансамбле, Миша на баяне, Борис Алибасов - в качестве певца, конферансье, барабанщика и руководителя школьного оркестра, объездившего с гастрольным турне все девять близлежащих колхозов.
Оба они поступили в Усть-Каменогорский строительный институт, и уже к концу учебного года создали при студенческом клубе, джаз-квинтет “Интеграл”. Репертуар для своего «джаза» создавали естественно вдвоем. Первой их совместной песней – стал твист “Весенний дождь».(см. раздел аудио и видео-1967)
Успех нового ансамбля был стремительным. На танцы во Дворец металлургов, где играл «Интеграл», невозможно было попасть. К тому же Миша и Борис ощутили благодатный звон монет в своих студенческих карманах, и даже отказались от приработка в качестве рабочих сцены, в том же дворце.
Остальные музыканты «джаза» были в основном студентами этого же института. Совместное музицирование и слава, сделали их почти братьями. Роли их распределились так, саксофон – Володя Соловьев, гитара - Володя Сенченков, контрабас – Толя Лепешкин, пересевший за электроорган «Ионика» - Миша Арапов и конечно на тех же, что и в школе ролях, тогда еще, Борис Алибасов. Несмотря на то, что все пели сами, не обошлось и без солистов - Славы Елисеева, Алены Усовой, Вали Белик.
Летом, во время студенческих каникул, джаз- квинтет впервые отправляется на гастроли с программой «Нам - 20!», по Алтайскому краю, Семипалатинской, Восточно-Казахстанской областям. Конечно же, им меньше двадцати, но уж очень хотелось быть повзрослее.
Несмотря на привязанность друг к другу, в 1967 году Алибасов решил преобразовать «джаз», в бит-группу, остро чувствуя новую музыку «биг-бит», а в ее звучании новый инструментарий. Состав меняется с боем, в прямом и переносном смысле. Дело дошло до драки. Самое главное, вместо ненавистного контрабаса, появляется бас-гитара. Теперь, в составе уже бит – квартета, Миша Арапов (электроорган), Саша Крахин (электрогитара-соло, вокал), Саша Стефаненко (бас-гитара, вокал), Борис Алибасов (ударные, вокал). То есть ортодоксальный состав, по требованию середины шестидесятых. Должности солистов занимают - Валя Свисткова и Рифат Насыров. Через несколько месяцев Валя Свисткова становится Араповой, лишив Бориса Алибасова школьного друга, а группу сразу троих в одном лице – композитора, клавишника и певца. Это был мощный удар в печень. А Алибасов потеряв остатки сознания пригласил новую солистку, необычайно эротичную для того времени, певицу Азу Романчук. Аза была не только потрясающей певицей, но и искусной соблазнительницей и нужно сказать, было чем. Она с успехом продолжила разрушительную миссию и великолепный квартет «Интеграл» - слава города Усть-Каменогорска стремительно двинулся в пропасть. Она обаяла и увлекла всех музыкантов одновременно. Конфликты появились неизбежно. От слез и горя спасала безумная любовь к рок-н-роллу, учеба в институте, и термоядерная энергетика Алибасова, удвоенная харизмой.
Летом 1969 года группа отправляется на гастроли по Казахстану, которые завершаются восторженным приемом зрителей Алма-Аты. “Интеграл” олицетворяет новую молодежную музыкальную религию «биг-бит».
Поскольку у Алибасова все «не как у людей» в конце 1969 года он, купив билет на поезд, добровольно уезжает в армию, убегая от “любовных разборок” в распадающейся группе.
В течение следующих двух лет Алибасов руководит ансамблем штаба ПВО САВО в Алма-Ате, одновременно, в звании рядового СА, занимаясь полулегальной концертно-коммерческой деятельностью в колхозе “40 лет Казахстана” (подпольное название - “Алибас-концерт”).
Выполнив в колхозе свой воинский долг, в конце 1971 года, Борис возвращается в Усть-Каменогорск, где возрождает к жизни группу “Интеграл”.
На этом закончилось детство группы «Интеграл» и юность Бориса Алибасова, который наконец – то осознал, что он имеет право и на собственное имя, подаренное родителями ещё при рождении и на личную жизнь. Теперь, после армии он стал взрослым мальчиком. Конечно же в первую очередь он обрел собственное имя, Бари, и с удовольствием окунулся в пороки общества.
Теперь у Алибасова собственный взгляд и на музыку, которая по его убеждению не должна быть похожа ни на что, или, по крайней мере, на всё.
Провинциальная группа становится настолько яркой, необычной по музыкальному языку, а самое главное по сценическому образу, что о ней начинают писать даже в Московских изданиях. А ведь это были времена, когда в советской прессе, найти хоть что - либо о молодежной музыке, мог лишь выдающийся археолог.
И все же «Интеграл» побеждает на разных конкурсах и фестивалях местного значения, цель которых была, поощрять советский стандарт, побеждает, несмотря на шокирующую необычность. Настолько убедительной была сила таланта музыкантов и руководителя.
Они становятся мифом Казахстана.
Как было замечено десятью строками выше, Бари, к этому времени, стал понимать, что чувство собственного достоинства не зависит от национальности, и что имя, которое тебе дали родители при рождении, необязательно должно ласкать слух наиболее распространённой в СССР «русской» национальности. Правда, когда в афише вместо «Борис» появилось «Бари», газета «Лениногорская правда» написала: «Он настолько преклоняется перед западным рок-н-роллом, что даже простое русское имя «Боря» сменил на иностранное «Бари». Они решили, что арабское имя «Бари» - буржуазное. Так впервые Бари Алибасов столкнулся с умышленной ложью в прессе, которая будет преследовать его всю жизнь, может быть по этому он хочет похоронить себя заранее.
«Интеграл», тем не менее, уже успешно работает в Восточно-Казахстанской областной филармонии и аттестован Министерством культуры Казахской ССР как профессиональный вокально-инструментальный ансамбль, со ставкой 5 рублей 50 копеек. В то время в группе работали: Альберт Гумаров - бас-гитара, Петр Березовский - ударные, Бахытжан Ахмешев - стил-гитара, Михаил Лазарев - флейта, гитара, Анатолий Филипьев - клавишные, Ержан Абдрахманов - вокал, Сергей Янкин - свет, звук, Бари Алибасов - вокал, руководитель и режиссер-постановщик, композитор, поэт, барабанщик, конферансье, администратор, грузчик…
Зрелища группы были поистине уникальны для советской сцены. Впервые не только в СССР, но как потом выяснилось и в мире, они применяют самые необычные для того времени, сценические выразительные средства, такие как кино, свет, пиротехника, абсурдная пластика, объемные декорации, цирковые трюки, колоритные костюмы и даже стереофонический звук с перемещением по залу. Известная московская журналистка Элла Федосеева, шокированная увиденным зрелищем в городе Лениногорске, решила, во что бы то ни стало показать эту фантасмагорию московской элите. Она влюбилась и в «Интеграл» и в Алибасова, став его музой на долгие годы.
группа ИНТЕГРАЛ в СССР
По гневному совету Восточно-Казахстанского управления культуры, в октябре 1977 года “Интеграл” покидает Усть-Каменогорск и переезжает работать с начала в Иркутск, а затем в Саратовскую филармонию. В группе музицируют и лицедействуют Альберт Гумаров - бас-гитара, Петр Березовский - ударные, Бахытжан Ахмешев - стил-гитара, Михаил Лазарев - флейта, гитара, Сергей Янкин - свет, звук, Бари Алибасов - вокал, руководитель, режиссер-постановщик и все остальное. По дороге они прихватили с собой гитариста-тапёра Юрия Лозу, который до того аккомпанировал на школьных утренниках клоуну Усть-Каменогорской филармонии, Юрию Павлову.
Предчувствия и неиссякаемое желание Эллы Федосеевой свершились. Элла свела Алибасова со многими представителями московской элиты. Среди них был Вячеслав Зайцев, ставший другом, Валентин Манохин – балетмейстер большого театра, Владимир Белобородов, Александр Масляков, Дима Крылов, лидеры центрального телевидения. Композиторы Александр Зацепин, Алексей Рынков, Полад Бюль-бюль оглы вершили судьбу «Интеграла» благодаря Элле Федосеевой. Об группе «Интеграл» заговорили. Успех группы «Интеграл» и в России, и в Советском Союзе, был ошеломляющим. Уже в 1979 году группа 14 дней подряд дает концерты на сцене Ленинградского Дворца культуры им. Дзержинского и впервые появляется на телевидении и радио, несмотря на категорический запрет КПСС. Позже группа «Интеграл» становится лауреатом первого рок-фестиваля “Тбилиси-80”, а через месяц впервые выступает в московском Концертном зале “Октябрь”, опять же вопреки запрету на выступление в Москве любых рок - групп.
За это время Министерство культуры и Росконцерт пытались десятки раз расформировать “Интеграл” за “идеологическую вредность”, но коллектив по-прежнему гастролирует, работая по 15-20 концертов в каждом городе, на самых больших площадках, стадионах.
Цензура тоже не дремлет. Вопреки здравому смыслу имя «Интеграла» не печатают на пластинке фирмы «Мелодия», на которой музыканты группы записали три песни Полада Бюль - Бюль Оглы, для легендарного фильма «Не бойся, я с тобой», где любимый народом актер Лев Дуров протыкал пальцем чан с водой. Тем не менее, продвинутые творцы Москвы с восхищением говорят об «Интеграле» и не только говорят, а снимают даже в эпохальных кино, таких как, экранизация рок-оперы Алексея Рыбникова “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты” - в роли рейнджеров.
Просуществовав 6 лет в практически неизменном с 1976 года составе, 31 декабря 1982 года, по взаимной договоренности, группу покидают все музыканты - по определению «Московского комсомольца» - «легендарный» состав “Интеграла”.
Здесь, в «Интеграле», свои первые шаги на профессиональной сцене сделали многие музыканты, ставшие впоследствии культовыми.
Александр Назаров – прославившийся затем как музыкальный идеолог групп «Форум», и «Электроклуб».
Алексей Шмаргуненко - продюсер группы «Август», где музыкальным руководителем трудился ныне самый крутой клипмейкер Олег Гусев.
Ирина Комарова – первая в Союзе скрипачка и бас-гитаристка одновременно, образ которой впоследствии пытались повторить многие кантри и рок-исполнительницы советского и постсоветского пространства.
Сергей Серебрянский - конферансье, вошедший после «Интеграла» дуэт с Ильей Олейниковым, известным теперь как «Городок».
Ярослав Ангелюк – сделавший свою группу “Примус” хитом 1984 года.
Юрий Ильченко – ставший лучшим гитаристом 1981 года и легендой ленинградского рока.
Игорь Сандлер создавший хард-группу «Индекс».
Сергей Шмелев - музыкальный руководитель у Юрия Антонова и музыкальный руководитель группы «Аракс».
Так закончился период «Интеграла», наделавшего немало шума. Того «Интеграла», концерты которого охранялись собаками и пограничниками, а прорваться на их зрелища можно было только боем. Но их так и не пустили на советское телевидение. «Интеграл» перевернул сознание многих советских музыкантов, когда они впервые видели их сумасшедшее зрелище на сцене.
О влиянии «Интеграла» говорили музыканты «Машины времени», «Круиза», «Арии», «Зодчие» и многие, многие другие.
Не мало свидетельств и рассказов о первой встрече с «Интегралом», как о потрясшим их, событии. Всю свою творческую жизнь «Интеграл» экспериментировал с разными стилями, и всегда это были стили либо совершенно новые для советской сцены, либо запрещенные, от блюза и кантри, до тяжелого и джаз-рока.
«Интеграл» был единственной профессиональной «рок-группой» в СССР. Они «удостоились» этого статуса в Министерстве культуры лишь потому, что их стиль, их сценический образ, не вписывался в рамки ВИА даже в умах Минкультовских чиновников. Поэтому в министерском реестре в разделе «рок-группы» числился лишь одинокий «Интеграл».
Не смотря на то, что «Интеграл» всю свою творческую жизнь был «белой вороной», на то, что огромная стая чиновников и партийных надсмотрщиков пыталась не только заклевать, но аппетитно пообедать необычной птичкой, группа выжила. Она выжила благодаря поддержке многих прекрасных личностей, таких как композиторы Давид Тухманов, кинорежиссеры Юлий Гусман и Владимир Грамматиков, журналист Дима Шавырин и не только … мир оказался не без добрых людей, и их было немало на пути группы.
Например, директор Саратовской филармонии Скорлупкин Александр Николаевич на требование «уволить Алибасова или положить партбилет», вынул партийную реликвию и нежно положил на стол начальника управления культуры. А худрук Саратовской филармонии Левиновский Анатолий Яковлевич доказывал на худсовете Министерства культуры, что Алибасова и рок-н-ролл придумал В.И.Ленин.
Вместо группы ИНТЕГРАЛ – группа НА-НА
В начале 1983 года полностью обновляется состав группы. В “Интеграл” приходят гитарист Рифат Даукаев, гитарист и банджист Игорь Плисов, бас-гитарист Игорь Новиков, гитарист Виктор Щедрин, барабанщик Игорь Луцив - в последствии «А-Студио», а из группы “Секрет” приходит поэт и бас-гитарист Дмитрий Рубин.
Со временем состав стабилизировался, к Даукаеву и Луциву прибавились Владимир Козак - бас гитарист от Бога, гитарист Сергей Перегуда – ставший первым на российской сцене, «звездой» из музыкантов, а не из певцов. Впоследствии он трудился в “Веселых ребятах”, и в “Любэ”. Тогда же усердствовал в качестве помощника и Андрей Разин, который хоть и не попал в «Интеграле» на сцену, зато усвоил азы «интегральской» школы, а потом потешал новых русских историями с «Ласковым маем».
Вскоре в группе появился и Женя Белоусов - бас-гитарист, который впервые запел в «Интеграле» и стал впоследствии «суперзвездой». Внес, свежую краску в группу и Сергей Челобанов - клавишник, саксофонист и певец, прославившийся и необычным вокалом, и необычными взаимоотношениями с Аллой Борисовной Пугачевой.
Именно этот блистательный, необычайно музыкальный состав был предвестником группы «НА-НА». Эти «интегральцы» были молоды, необыкновенно обаятельны, на редкость музыкальны и профессиональны. Их исполнение песни “Привет”, попадает в хит-парад газеты “Московский комсомолец”.
В 1985 году «Интеграл» принимает участие в ХII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. В рамках фестиваля, они 3,5 часа импровизировали на площади московского Дворца спорта «Олимпийский», не договариваясь даже о тональности. Они были восхитительны. Но и здесь не обошлось без неприятностей. Министерство культуры, в очередной раз издало приказ о расформировании группы, за эмоциональное исполнение рок-н-роллов на Фестивале молодежи мира. В том же приказе о расформировании, упоминалась и “Машина времени”.
При очередной смене состава через четыре года, в “Интеграл” приходят новые музыканты, гитарист Валерий Юрин, блистательная певица Марина Хлебникова, поразившая Алибасова своим голосом, страстью и чувством блюза. Суперпрофессиональные и очень артистичные, Андрей Потанин-вокал, ударные. Как всегда, в группе играют сразу два барабанщика Коля Крючков и Анатолий Кругляк. Тогда же, майор милиции Александр Шишинин, стал брать у Бари Алибасова уроки продюсерского мастерства. По совету Бари, он создал женский аналог «Ласкового мая», группу «Комбинация».
Беспрецедентный успех на тогдашней, «перестроечной» сцене бывших патронов Бари Алибасова по «Интегралу» - Юрия Лозы, Жени Белоусова, групп «Ласковый май» и «Комбинация», заставил его задуматься о судьбе рок-музыки и «Интеграла». Страна устала от некогда запрещенного рока, который хлынул словно цунами под напором нового времени. Уши народов СНГ захотели вернуться к простым, привычным, слегка минорным мелодийкам.
Пораженный дилетантизмом, царившем в пост - «роковой» молодежной музыке, Бари Алибасов в 1989 году объявляет конкурс. Он решает создать группу с традиционным для России музыкальным языком, отодвинув в сторону горячо любимый блюз и рок’н’ролл.
Однако главным критерием при создании группы оставался привычный для Алибасова высочайший профессионализм. В конкурсе приняли участие более тысячи претендентов из Москвы и других городов Советского Союза. Новую группу он называет - “На-на”, которая некоторое время гастролирует вместе с “Интегралом”. В это время “Интеграл” заканчивает свою первую большую работу для фирмы «Мелодия». Альбом назывался “Мутанты” (см. раздел аудио/видео). Он был настолько политизирован, что даже, не смотря на «Перестройку», его побоялись выпустить на «Мелодии». Он и стал последним альбомом группы «Интеграл», наделавшей много шума в СССР.
В 1990 году “Интеграл” прекратил свое существование.
За двадцать три года, в «Интеграле» было немало великолепных музыкантов и составов, но все они растворялись в небытии, как только в группе появлялась так называемая, «представительница прекрасного пола». Именно им удавалось сбить с ног очередной состав «Интеграла», галопом, несущийся к славе. С приходом каждой новой солистки в коллективе начинались раздоры и неурядицы, что, в конце концов, и приводило к распаду команды.
Что касается окончательного исчезновения «Интеграла» со сцены, то причина проста. Во времена «перестройки» из рок-музыки стала исчезать музыка, поскольку молодых начинающих музыкантов больше увлекала политика, зрелищность, публицистика.
Рок был чем угодно, агит-бригадой, копировальной бумагой, трибуной для начинающих социологов под аккомпанемент трех гитарных аккордов, но только не музыкой.
Их музыка была вторичной и подражательской, главным элементом песни был доведенный до пародийности политический текст. Да и российские музыканты, к сожалению, значительно уступали мировому исполнительскому уровню.
Поэтому истинные любители рок-музыки наслаждались зарубежными образцами, а те, кто увлекался политикой, нашли ее не в роке, а в газетах. «Интеграл» же, в первую очередь, был музыкальной группой. Его любили не за хиты и социальные песни, а за колористичную, безбашенно эмоциональную, но очень тонко сделанную музыку. Группа при этом создавала зрелища, по своей выразительности до сегодняшнего дня неповторимые.
На закате «перестройки» общий интерес к рок-музыке угас. Прекратил существование и «Интеграл». Публика хотела возврата к простеньким, мелодичным песенкам.
Одно любопытное наблюдение. Газета «Аргументы и факты», приводя в пример очень известные группы и имена, писала, что московские музыканты, уезжающие за границу, не имеют там шансов получить работу по специальности. А вот все, без исключения, музыканты «Интеграла» и «NANы», уехавшие в США и Европу, работают в музыкальной индустрии.
Сами музыканты, трудившиеся с Алибасовым, объясняют этот феномен тем, что научились у него играть и жить на сцене для слушателя и зрителя, пропустив через себя. Это утверждают барабанщики Игорь Луцив, Толя Кругляк, Николай Крючков, Андрей Потанин, клавишники и гитаристы Володя Кирюшкин, Володя Козак, Святослав Лазаров (Нью-Йорк, Гамбург, Лос-Анджелес).
Все они имеют устойчивый музыкальный бизнес. Играют и для наших бывших соотечественников, и для аборигенов. Кто-то даже имеет свой музыкальный магазин или студию, как, например Святослав Лазаров, на студии которого записаны все музыкальные альбомы Шуфутинского и Вознесенской. Да и не только. Он создает музыку и для Голливуда.
Те исполнители, которые связали свою судьбу с Бари Алибасовым и добились успехов в российской музыкальной индустрии, говорят, что он стал для них не только трамплином.
Работавшие с Алибасовым утверждают, он дал систему мышления, которая обязательно приводит к устойчивому успеху. Но это уже из другой оперы.
Источник: lastfm.ru