Жюль Массне (12.05.1842 - 13.08.1912) - французский композитор. Девяти лет поступил в Парижскую консерваторию, где его педагогом по композиции был А. Тома. В 1863 году получил Римскую премию за кантату «Давид Риццио». В 1867 году в Париже была исполнена первая опера Массне «Двоюродная бабушка». Уже его следующие оперные произведения «Дон Сезар де Басан» (пост. 1872) и особенно «Царь Лахорский» (пост. 1877) имели значительный успех на парижской сцене. Дирижеры Ж. Падлу и Э. Колонн включают в свои программы увертюры и сюиты Массне. В 1873 году была поставлена античная поэма Леконта де Лиля «Эринии» по Эсхилу; успеху этого произведения способствовала музыка Массне, куда входила знаменитая «Элегия». Еще больший успех имела исполненная в том же году с Полиной Виардо-Гарсиа в заглавной роли оратория («Священная драма») Массне «Мария Магдалина» (в 1903 году пост. в Ницце как опера).
В 1878 году Массне был избран членом Института Франции. В том же году его пригласили преподавать в Парижскую консерваторию. Среди его учеников - А. Брюно, П. Видаль, Р. Ан, К. Леру, Г. Шарпантье, Ф. Шмитт, Ш. Кёклен, Дж. Энеску и многие другие.
После Гуно Массне является самым популярным композитором французской лирической оперы. При жизни Массне пользовался во Франции большим авторитетом и уважением; премьеры его произведений были значительным музыкальным событием. Наиболее известными операми Массне являются «Манон» (пост. 1884, Париж), написанная по сюжету новеллы Прево, и «Вертер» по роману Гёте (пост. 1882, Вена). Эти оперы с их знаменитыми теноровыми ариями занимали почетное место и на русской сцене. Из других опер Массне выделяются «Иродиада» (пост. 1881, Брюссель), написанная по мотивам Г. Флобера, «Таис» по роману А. Франса (пост. 1894, Париж), «Сафо» по пьесе А. Доде (пост. 1897, Париж), «Наваррьянка» (пост. 1894, Лондон), «Жонглер богоматери» (пост. 1902, Монте-Карло).
Легко и быстро работая, Массне создавал мелодичные, искусно построенные произведения, рассчитанные на вкусы современного композитору слушателя. Его оперы очень выигрышны для вокалистов, отличаются изысканной инструментовкой. В них преобладает ариозно-декламационный вокальный стиль, большим мастером которого был Массне. Центральное место в операх композитора занимают женские образы в которых он как бы обощал черты своих французских современниц, недаром Массне называли «поэтом женской души». Впечатление от опер Массне снижает некоторая их поверхностность, салонность, недостаточно глубокая обрисовка характеров персонажей. Эти черты особенно заметны в произведениях Массне последнего периода, как, например, в опере «Дон-Кихот», которую не могло спасти даже блестящее исполнение Ф. И. Шаляпина, создавшего величественный и трогательный образ испанского идальго. В своих операх Массне отдавал дань и вагнерианству («Эсклармонда») и веризму («Наваррьянка», «Сафо»). В свою очередь оперы Массне оказали некоторое влияние на молодого Дебюсси, и на раннее творчество Пуччини. Среди сочинений Массне представляют также интерес колоритные симфонические сюиты, которые он называл сценами.
Источник: lastfm.ru