«Братья по разуму» в середине 80-х создали и развили абсолютно уникальный музыкальный язык, используя технику сэмплирования. Впоследствии, в 90-х годах, подобные техники получили очень широкое распространение в мире, и совершили в поп-музыке оглушительную революцию.
Известное английское музыкальное издание New Musical Express в номере за 26.09.1987 признаёт БПР «самым радикальным и новаторским ансамблем в России»
В 80-е годы песни БПР звучат на волнах Би-Би-Си
Тогда же, во время визита в СССР, Брайан Ино (вообще-то изобретатель тэйп-техник) знакомится с творчеством БПР и по словам очевидцев, находится под очень сильным впечатлением
В 1992 году группа распадается, Вова Синий уходит в творческую тень, Гоша Рыжий продолжает эксперименты на той же стезе, что и ранее, (оказалось, что это называется хаус-мьюзик) создаёт многие проекты, продюсирует многих электронных музыкантов, возрождает БПР, признаётся новым поколением музыкальных экспериментаторов - патриархом и «отцом по разуму», не спеша, однако, тиражировать легендарные работы 80-х, сотрудничает с сайтом «Особое радио».
Группа «Братья По Разуму» («Вова Синий и Братья По Разуму», «Некто S») появилась в секретном центре Челябинск-70 (ныне Снежинск) в 1983 г. Отцы-основатели проекта – дети сотрудников центра Вова Синий (Владимир Емелев) и Гоша Рыжий (Игорь Шапошников). Одними из первых в СССР «Братья По Разуму» в своих ранних записях применили технологию сэмплирования (пленочные петли). Поскольку инструментов приличных не было, да и навыков игры на них – тоже, ребята вырезали из магнитофонных лент подходящие кусочки, склеивали их в петлю и использовали в качестве инструментального сопровождения. На эти «подложки» с помощью другого магнитофона накладывались спецэффекты и вокал, а в более поздних записях, по слухам, подключалось и настоящее инструментальное сопровождение – гитара, саксофон, драм-машина.
Первый альбом, «88А», записывался уже вчетвером, к дуэту присоединились Вадим Кутявин и Игорь Ракин. Ракин работал в качестве звукооператора и первый альбом «Братьев» записывался у него в квартире. На Кутявина, в-основном, были возложены функции художественного оформления записанных катушек.
Альбом «88А» («№1, «Вова Синий и другие») ,1984, был создан из кусочков записей героев того времени – от Донны Саммер до «Клэш». Стилистически это мрачноватый пост-панк плюс забойный панк-рок «Мне прошедшего не жаль». Тексты довольно оригинальные, местами ироничные, местами депрессивные. Надо отдать должное – в советском роке до «Братьев» ничего похожего не было.
Следующая катушка, «Игра синих лампочек» (или «Мир синих лампочек») ,1985, была решена несколько в ином ключе, ближе к «новой волне», хотя тексты остались прежними, – отстраненно-ироничными. Качество записи стало лучше, но, на мой взгляд, что-то ушло – то ли задор, то ли ребята стали прислушиваться к тому, что поют, и пытались «выглядеть».
Хотя уже с 1985 г. кассеты «Братьев» можно было купить в студиях звукозаписи по всей стране, а песенка про томатный сок крутилась «из-под полы» в дискотеках, никогда они не были особенно популярны. Но тут уж виноваты, с моей точки зрения, некоторый «пофигизм» Вовы и Гоши и нестандартность их творений.
На протяжении 85-86 г.г. были записаны еще два магнитоальбома – «Молчать!» и «Хали-Гали». В последнем в части композиций задействованы живые инструменты, хотя основу альбома все еще составляют «петли», при этом альбом уже объединяла некая общая концепция.
Затем Вова пропал на два года (по одним сведениям – сел, по другим – ушел в армию).
В 1988 г. проект возродился в Москве, но новые «Братья» сэмплами больше не занимались, а стали обычной рок-группой (этот период начинается с альбома «Фантомасовщина»), и поэтому растеряли большинство своих поклонников, тем более что подобных групп в Москве к тому времени было уже пруд-пруди.
Вышло еще несколько магнитоальбомов и лонгплей, но популярности «Братьям» это не принесло. Окончательно группа развалилась в 1992 г.
Игорь Шапошников по-прежнему занимается музицированием, в 2002 г. он даже возродил «Братьев По Разуму», но уже без Вовы. Вова Синий также записал в новом веке несколько сольников.
Источник: lastfm.ru